Елена БАЖЕНОВА: «Город, который хочет привлекать туристов, не имеет права выдавать желаемое за действительное»

Год назад, в преддверии Дня туризма Украины и Всемирного дня туризма, мы в первый раз говорили о возможной стратегии развития туризма в Севастополе с Еленой Баженовой, депутатом городского совета и директором одной из севастопольских туристических фирм.
За этот год в городе не без участия нашей собеседницы произошел ряд событий, связанных с развитием современного понимания туризма, в горсовете состоялся масштабный «круглый стол», вызвавший широкий резонанс. Недавно администрацией и депутатами серьезно переработана официальная городская концепция развития туризма. А сама Елена Баженова создала и возглавила общественную организацию «Севастопольский информационный центр развития туризма».- Елена Николаевна, не хочется начинать с банальностей, но каким был этот год для севастопольского туризма?

— Давайте действительно попытаемся не быть банальными — кто и что сделал или не сделал, читателям вряд ли будет интересно. А в целом в Севастополе у года, прошедшего "между двумя днями туризма", было две особенности. Во-первых, у нас стали чуть больше и чуть профессиональнее говорить, спорить и, надеюсь, чуть яснее понимать туризм. Это уже хорошо. Туризм требует не столько управленческих решений, сколько позитивного отношения жителей, предпринимателей, коммунальных служб, транспортников и т.д. И, во-вторых, почему-то, как и для Крыма, для Севастополя сезон 2007 года был неожиданно успешным.

— Давайте подробнее о сезоне. Чем вызван столь большой прирост количества туристов?

— Знаете, поговорим об этом через месяц — пока еще не все понятно. Но скажу, быть может, неожиданную мысль: такие необъяснимые всплески на туристическом рынке опасны…

— Почему? Ведь в этом сезоне больше заработали на туристах все: и гостиницы, и пансионаты, и торговля, и рестораны, и жители города, которые сдают жилье…

— Дай Бог. Но этот прирост произошел неожиданно — сервис за редким исключением остался прежним, цены продолжали расти, "критической массы" изменений к лучшему еще нет, только отдельные примеры, а туристов — сразу на 20-30% больше.

— Разве плохо, что приехало так много отдыхающих?

— Профессионалы — те, кто работает не для статистики, — опасаются таких ситуаций. Я не исключаю такого объяснения: в Украине и России почему-то вдруг массово соскучились по Крыму, приехали в надежде, что произошли качественные улучшения, увидели, что здесь все еще куча проблем, и… Бывает, после таких всплесков в следующие 2-3 года срабатывает эффект разочарования…

А Севастополю вообще нечего обольщаться. Большинство туристов приезжает отдыхать в Крым, а не целевым назначением к нам. Наш город по-прежнему выполняет функцию "исторической декорации" — турист отдыхает в Ялте или Евпатории, а к нам приезжает на один день…

— И когда мы будем готовы объяснить итоги сезона-2007?

— Закончится "бархатный сезон", спокойно проанализируем и сделаем выводы. Я думаю, наш центр развития туризма в октябре проведет очередной "круглый стол". Туризм, если мы всерьез видим его как отрасль специализации города, не должен зависеть от случайностей — от погоды и политики в особенности…

— Скажите, за этот год, когда вы с коллегами пытались дать общественный импульс развитию туризма в Севастополе, стало понятнее, что дальше? Это наша журналистская нетерпеливость, но все же…

— После принятия новой концепции развития туризма (в октябре — на сессии горсовета) нужны новые шаги. Концепция — это лишь буквы на бумаге. Следующий обязательный шаг — стратегический план…

Это сложная вещь. И я не хочу, чтобы читатели сказали, что мы "умничаем"… Давайте спросим себя: мы хотим, чтобы к нам ехали туристы со всего мира? Хотим. А понимаем, что для этого нужно говорить с мировым туристическим бизнесом на понятном для него языке?

— Наверное.

— Так вот. Город, который хочет привлекать туристов, не имеет права выдавать желаемое за действительное. В общении с туристическим миром мы обязаны говорить так: "Господа, в Севастополе реально есть вот это и вот это… Условия у нас реально такие-то, не взыщите. Но у нас есть стратегический план туризма, и через 2-3 года мы изменимся вот так-то, а через 4-5 лет будем готовы к тому-то…".

А второй шаг — в новом туристическом году, кстати, объявленном в Украине Годом туризма, нужно сформировать обновленный туристический бренд Севастополя для мирового рынка.

— Но ведь будущий стратегический план развития туризма в Севастополе — это тоже лишь буквы на бумаге…

— Да, но там буквы другого рода. Как вы думаете, в развитом мире любят пускать деньги на ветер? Нет, конечно. Капиталисты — они скупые, считают не только каждый доллар, но и каждый цент… Шучу. Но на такие буквы они не жалеют ни времени, ни средств — стратегические планы изменяют жизнь целых регионов и стран, делая их понятными для инвесторов, мировых гостиничных сетей и т.д.

Лет десять назад в стратегическом плане развития Барселоны сформулировали, казалось бы, локальную цель — занять место в числе городов, способных к проведению конгрессов численностью от пяти тысяч участников и выше.

И решение этой задачи вызвало "цепную реакцию" последствий — количество конгрессов и выставок превысило 300 в год, из них более 200 — международные. В пять раз увеличилось количество краткосрочных посетителей, приезжающих на 3-5 дней. Под эту категорию местный бизнес и инвесторы — сами, без административных стимулов, — развернули инфраструктуру обслуживания…

Но даже не это оказалось главным. Барселона стала восприниматься в мире как город постоянного прогресса и обновления. А это привлекло беспрецедентные инвестиции, и теперь город поставлен перед необходимостью комплексного градостроительного преобразования для этих целей примерно одной пятой от всей территории…

Вот и мы должны найти в Севастополе такие флагманские проекты, которые бы сыграли роль пусковых механизмов в развитии и туризма, и всего, что с ним связано…

— Уверена, нам всем это по плечу. Спасибо за беседу, Елена Николаевна.

Другие статьи этого номера