«Для хорошего мультипликатора не так важно, на чем зритель сидит: на горшке или на пенсии»

В Севастополе прошел XIV международный фестиваль анимационных фильмов «Крок».
Торжественная церемония открытия XIV «плавающего» МКФ «Крок» состоялась в конце сентября в кинотеатре «Москва». Далее теплоход «Тарас Шевченко», на котором разместились около 300 участников фестиваля, проследует по маршруту Херсон — Запорожье — Канев — Черкассы. Закрытие пройдет 5 октября в Киеве, в Доме кино. Проект, родившийся в результате творческого содружества украинских и российских кинематографистов, давно стал известным и популярным во всем мире. В этом году для участия в конкурсе прислали свои фильмы 44 страны. Комиссия рассмотрела около 600 мультфильмов со всех континентов, в конкурсную программу вошло только 156.Накануне открытия фестиваля ведущие аниматоры отечественного кинематографа встретились с представителями СМИ. Разговор вышел за информационные рамки, и в ходе беседы участники фестиваля попытались проанализировать, что же происходит сейчас с одним из популярных направлений киноискусства. Как сказал председатель XIV фестиваля Евгений Сивоконь, на его взгляд, украинская сторона представлена не самой сильной программой, и одна из веских причин тому — экономическая. В настоящее время в стране за год выпускается не более 5-6 новых анимационных фильмов. В России — для сравнения — около 80. "У нас в Украине авторское кино делают в основном фанатики. Те, кто без этого просто не может", — сказал известный режиссер, автор более 20 анимационных фильмов.

Тем не менее высокий уровень творчества украинских аниматоров традиционно признаваем во всем мире. Наших художников отличает неизменный художественный вкус. "Высокая мультипликация тесно связана с общекультурным процессом", — заметил президент фестиваля от российской стороны, заслуженный деятель искусств России Эдуард Назаров. Он же высказался о захлестнувшем экраны невежестве. "У некоторых людей возникло ложное ощущение свободы, — делился своим восприятием действительности популярный кинорежиссер, — мультпликации сегодня не хватает образования. Новые технологии у некоторых вызвали впечатление, что они все знают, все умеют, все могут, и подавили творческую сторону".

Как образец истинного, живого, феерического анимационного искусства участники фестиваля вспоминали работы Александра Татарского, скоропостижно скончавшегося в этом году. "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег", "Обратная сторона Луны" стали всенародно любимыми мультфильмами. Их смотрели люди разных возрастов. Кто-то из присутствующих даже подметил: для хорошего мультипликатора не так важно, на чем зритель сидит: на горшке или на пенсии. Сам же Александр Михайлович Татарский когда-то говорил: "Анимация — не глупое развлечение, а самое важное из искусств, поскольку именно на этом языке художники чаще всего разговаривают с детьми… Детская или взрослая, анимация должна учить, заставлять думать, будить воображение и, конечно, удивлять".

"Открытиями" этого года жюри фестиваля назвало работы малоизвестных (пока) авторов из Южной Африки, Индии, Финляндии, Португалии. Специальным событием "Крока" был назван показ фильма "Петя и волк" по симфонической сказке Сергея Прокофьева (режиссер Сьюзен Темплтон, Великобритания).

Другие статьи этого номера