Бухту закрывали корабли

Во время Крымской (Восточной) войны соединенный англо-французский флот, подошедший к Севастополю в сентябре 1854 года, был во много раз мощнее и технически совершеннее Черноморского. Опасаясь прорыва вражеского флота на рейд и атаки с моря, русское командование приняло решение затопить на входном фарватере часть устаревших парусных судов. В приказе В.А. Корнилова по флоту от 11 сентября 1854 года говорилось: "…Грустно уничтожать свой труд: много было употреблено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные жертве, в завидном свету порядке, но надобно покориться необходимости. Москва горела, а Русь от этого не погибла, напротив, стала сильней".

На памятнике Затопленным кораблям, на медной, позеленевшей от соленых брызг и морских ветров доске надпись: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". А сколько же кораблей было затоплено в разных местах Севастопольской бухты?

В поисках ответа на этот вопрос полистаем сначала страницы путеводителей по Севастополю, изданные в 70-80-е годы прошлого столетия. В них сказано, что устаревшие парусные суда Черноморского флота были затоплены в три этапа.

Первыми преградили путь врагу и легли на дно бухты пять линейных кораблей и два фрегата. У семи буйков, обозначивших места последних стоянок, бросили якоря ветераны флота: линейные корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна", фрегаты "Сизополь" и "Флора". Оснастку, которая могла пригодиться, тяжелые корабельные орудия, пороховой запас сняли с кораблей и доставили на берег. Поздней ночью 11 сентября 1854 года суда были затоплены. Команда затопленных кораблей, сойдя на берег, пополнила ряды защитников севастопольских бастионов.

Вскоре выяснилось, что предпринятая против возможного прорыва англо-французского флота акция результата не дала: затопленные корпуса судов были разнесены волнением моря по дну. Поэтому 13 и 16 февраля 1855 года еще шесть старых судов были пущены на дно бухты: линейные корабли "Двенадцать Апостолов", "Святослав" и "Ростислав", а также фрегаты "Кагул", "Мидия" и "Мессемврия". Оставшиеся корабли использовались как плавучие батареи, некоторые служили госпиталями.

В ночь с 27 на 28 августа 1855 года, когда русские войска по специально наведенному понтонному мосту перешли через бухту с Южной стороны на Северную, на Севастопольском рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота: шесть линейных кораблей, один фрегат, один корвет и пять бригов. 30 августа были затоплены пароходы.

Согласно описанным выше данным, на входном фарватере Севастопольской бухты в период с 11 сентября 1854 г. по 28 августа 1855 г. были затоплены 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 5 бригов, 1 корвет; итого — 26 кораблей.

А теперь обратимся к ряду публикаций на страницах газеты "Слава Севастополя". В 1976 году в рубрике "Страницы истории" автор статьи А. Антропов называет число затопленных кораблей — 66 единиц флота. В газете за 2 июля 2003 года Л. Надеждин пишет: "Всего было затоплено 75 боевых кораблей и судов". Вероятно, многие читатели "Славы Севастополя" помнят, что когда-то в газете была рубрика "Спрашивали? Отвечаем", которую вел И. Рабин. В одной из публикаций этой рубрики упоминалось имя М.В. Макареева, сотрудника Музея КЧФ, капитана 1 ранга в отставке. Сообщалось, что Михаил Васильевич Макареев в свое время проделал уникальное исследование на тему кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. Согласно исследованиям Макареева, в Севастопольской бухте была затоплена… 91 единица флота. В труде автора приведен полный список этих кораблей.

Итак, в поисках ответа на вопрос "Сколько же кораблей было затоплено в период с 11 сентября 1854 г. по 28 августа 1855 г.?" определена большая разница в названном числе единиц флота: 26, 66, 75, 91.

А какое число называют экскурсоводы, рассказывающие о памятнике Затопленным кораблям гостям города, когда те задают вопрос: "Сколько же кораблей легло на дно Севастопольской бухты?"

Другие статьи этого номера