15 лет регистрации нормативно-правовых актов в Украине

10 февраля 1993 года Министерством юстиции Украины был зарегистрирован первый нормативно-правовой акт. Это событие явилось еще одним шагом Украины в сторону гражданского общества и правового государства.Полномочия по регистрации нормативно-правовых актов были возложены 15 лет назад на Министерство юстиции Украины и его структурные подразделения Указом Президента Украины от 3 октября 1992 года "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти", в котором Президент определял, что с 1 января 1993 года все акты, издаваемые министерствами, иными органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.

С принятием Конституции Украины обязательность регистрации закрепилась в Основном Законе страны, ст. 117 определяет, что нормативно-правовые акты Кабинета министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти подлежат регистрации в порядке, установленном законом.

Государственная регистрация нормативно-правового акта состоит в проведении правовой экспертизы на соответствие его Конституции и законодательству Украины, Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года и протоколам к ней, принятии решения о государственной регистрации акта, присвоении ему регистрационного номера и занесении в Единый государственный реестр нормативно-правовых актов. Таким образом, под понятием "государственная регистрация нормативно-правовых актов" подразумевается не просто проставление регистрирующего штампа на документ. За этим конечным действием стоит большая работа, в которой участвуют сами авторы правового акта, юристы, экономисты и специалисты управления юстиции.

Государственной регистрации подлежат акты, затрагивающие права и свободы граждан или имеющие межведомственный характер. Это акты, содержащие правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неопределенный круг лиц, предприятий, учреждений, организаций и неоднократное применение, независимо от срока их действия (постоянные или ограниченные определенным временем) и характера сведений, что в них содержатся, в том числе с грифами "Для служебного пользования", "Не для печати", "Секретно" и другими, а также принятые в порядке эксперимента. Не входят в это число акты персонального, оперативно-распорядительного, нормативно-технического характера, акты, действие которых исчерпывается одноразовым применением, кроме актов об утверждении положений, инструкций и других, содержащих правовые нормы, а также которыми доводятся до сведения предприятий, учреждений, организаций решения вышестоящего органа.

Нормативно-правовые акты подаются на государственную регистрацию субъектами нормотворчества не позднее пятого дня после их принятия. В Севастополе регистрацией нормативно-правовых актов занимаются главное управление юстиции в Севастополе и четыре районных управления юстиции: Ленинское, Балаклавское, Нахимовское, Гагаринское. Регистрацию актов Севастопольской городской государственной администрации, ее управлений, отделов, иных подразделений, а также местных органов хозяйственного управления и контроля осуществляет главное управление юстиции в Севастополе. Нормативные акты районных администраций рассматриваются районными управлениями юстиции.

Документ подается на государственную регистрацию с обязательным обоснованием, то есть кратким изложением необходимости его принятия, его будущего действия и с описанием документов, на основании которых он разрабатывался. Юрист органа, издавшего нормативно-правовой акт, обязан завизировать документ. Также к документу обязательно должны прилагаться согласования всех заинтересованных лиц, даже если такое согласование необязательно по закону.

Управление юстиции проводит правовую экспертизу законности нормативного акта в течение 10 рабочих дней. В ходе экспертизы выясняются вопросы обоснованности акта, его законности, определяется, как он повлияет на объем прав и обязанностей определенных категорий лиц, чьи права и свободы он затрагивает, предусмотрено ли издание данного акта действующим законодательством и есть ли полномочия у органа, издавшего акт, на его издание.

Ну и, конечно, надо сказать о том, что нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в законную силу только после их обнародования. Эта норма закреплена в Конституции Украины, законе Украины "Об информации", законе Украины "О местных государственных администрациях" и ряде других законодательных актах.

Больше всего главному управлению юстиции в Севастополе приходится сотрудничать с Севастопольской городской государственной администрацией: так, из 39 актов, поданных на государственную регистрацию в 2007 году, 23 были изданы городской администрацией. Также плодотворно ведется работа и с Севастопольской таможней, управлением охраны здоровья.

В проведении правовых экспертиз немалая помощь оказывается Севастопольским городским территориальным отделением Антимонопольного комитета Украины и представительством Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Севастополе, согласовывающие визы которых зачастую являются обязательными.

С начала регистрации нормативно-правовых актов в Севастополе в Государственный реестр внесено 568 актов, по районам — 309.

Проводится огромная работа по пересмотру нормативно-правовых актов и приведению их в соответствие с действующим законодательством и Конституцией Украины. С этой целью главное управление юстиции в Севастополе проводит проверки соблюдения законодательства о государственной регистрации нормативно-правовых актов. За 2007 год проведено 20 проверок субъектов нормотворчества, пересмотрено 6159 нормативно-правовых актов. По результатам проведенной работы за 2007 год главным управлением юстиции в Севастополе 10 актов признаны утратившими силу.

Несомненно то, что проведение правовых экспертиз нормативных актов, которые затрагивают права и свободы граждан, и внесение таких актов в Единый государственный реестр являются одним из механизмов защиты прав, свобод и законных интересов людей, проживающих в Украине. А, как известно, человек и его права и свободы провозглашены главной ценностью в нашем государстве.

Другие статьи этого номера