Центр вокального искусства Натали Кузма

Я люблю человеческий голос. Одинокий человеческий голос, измученный любовью и вознесенный над гибельной землею. Голос должен высвободиться из гармонии мира и хора природы ради своей одинокой ноты. (Федерико Гарсиа Лорка)Действительно, разве не пробуждаются в нашем сердце все высокие человеческие чувства, не отступает все низменное, когда мы слышим таких великих певцов, как Рената Тибальди, Мирела Френи, Николай Гиуров, Марио дель Монако, Андреа Бочелли? Покоряли мир своими голосами Анатолий Соловьяненко, Дмитрий Гнатюк, Евгения Мирошниченко, Белла Руденко и другие наши соотечественники. Они пели, как дышали от рождения, — свободно и легко, что позволяло им выражать все тончайшие оттенки человеческих чувств и не оставлять никого равнодушным.

Это было возможно потому, что были живы певческие традиции народа, которые поддерживались и пропагандировались. Песня сопровождала человека от его рождения до самой смерти, на всех этапах его жизни. Постепенно живой голос стали вытеснять техноискусство и псевдоискусство. "Из-под каждой подворотни, — как говорил великий поэт Александр Блок, — вылезала пошлость и серость", которая своей агрессивностью заполоняла все, разрушая вековые традиции народа. К сожалению, в наше время приходится констатировать факт, что все меньше и меньше ребят, поступающих в музыкальную школу, имеют чистые, хрустальные голоса. Да и на всевозможных детских фестивалях и конкурсах, показанных по телевидению, пропагандируется не истинное искусство пения, а некое псевдоэмоциональное декламирование песенных слов в междунотье.

Конечно же, существуют консерватории, музыкальные академии, в которых педагоги пытаются уже со взрослыми студентами сохранить певческие традиции классической вокальной школы, но и им все трудней отыскать тот алмаз, из которого ценой невероятного труда, терпения и безмерной любви будет создан бриллиант, играющий всеми гранями и оттенками солнечного света.

Но, кроме всего этого, как убежден заслуженный артист Украины Эрнст Александрович Кузьма, определенный вред в певческой культуре был нанесен подменой уроков пения в общеобразовательной школе уроками музыки. Великий педагог К.Д. Ушинский говорил: "Запоет школа, запоет народ".

Севастополь — не исключение. Именно это явление — глобальное. Поэтому и возникла необходимость создания центра вокального искусства, через который можно было бы пропагандировать в условиях Севастополя классический вокал как концертной деятельностью, так и обучением вокальной технике дыхания, культуре интерпретации вокальных произведений.

Инициатором создания центра явилась Натали Кузма (Кузьма Наталия), концертная певица (меццо-сопрано), психолог высшей категории, практический психолог-методист, дважды окончившая Таврический государственный университет как географ и психолог. Затем она два года обучалась на академических курсах усовершенствования вокального мастерства для оперных певцов в Италии — Centro Universale del belcanto, организованных Мирелой Френи, у знаменитого профессора итальянской вокальной техники Сержо Берточчи (Sergio Bertocchi). Ведет активную концертную деятельность в Украине и за рубежом, участвует в организации и проведении благотворительных акций и концертов, является вместе с Эрнстом Кузьмой инициатором акции "Рояль — Севастополю", имеет научные разработки в области музыкальной психологии и философии. Ее основной принцип обучения — пой так же свободно, как говоришь! — позволяет достичь качественных результатов уже за 1,5-2 года регулярных занятий не только в области вокала. Занятия проводятся в виде активной музыкальной психотерапии и способствуют укреплению психологического здоровья и личностному росту ученика.

В планах центра вокального искусства Натали Кузма — серия концертов с приглашением зарубежных оперных певцов и певиц, проведение мастер-классов и открытие первого академического курса "Основы классической вокальной техники", количество мест в котором ограничено до 11 учащихся, а конкурсный отбор был проведен 20 января 2008 г.

Хочется пожелать вокальному центру Натали Кузма терпения на нелегком пути в нашем далеко не простом времени, благодарной публики и талантливых учеников!

Другие статьи этого номера