Сергей БОРИСОВ: «Уровень контроля над отдельным предприятием будет зависеть от того, насколько сознательно на нем подходят к уплате налогов»

Начальник налоговой инспекции в Ленинском районе Сергей Борисов рассказал представителю «Славы Севастополя+», как работает налоговая служба района.
В течение 2007 года в сводный бюджет Украины от Ленинского района Севастополя поступило налогов и сборов на сумму 371,2 млн грн, что на 41,9% больше, чем в 2006 году. Учитывая, что среднеукраинский показатель темпа роста по наполнению бюджета составил 25,3%, можно констатировать: налоговики Ленинского района справились с серьезными задачами, которые были поставлены перед ними бюджетной росписью.- Сергей Валерьевич, чем обеспечено почти двойное превышение над среднеукраинским показателем темпа роста платежей в бюджет? Это связано с эффективностью работы инспекции или это заслуга налогоплательщиков Ленинского района?

— Все взаимосвязано. Уже не первый год налоговая служба выступает за партнерские отношения с налогоплательщиками. Определяющий критерий оценки этого сотрудничества — содействие укреплению государства, росту благосостояния граждан. Безусловно, эффективность работы налоговой службы растет, однако успех обеспечивается только целеустремленной работой обеих сторон. Среди крупных предприятий хочу отметить те, которые мы по праву можем назвать нашими партнерами: ООО "КБ коммутационной аппаратуры" (директор А.П. Косолапов), ООО "Оптима-Сервис-Связь" (директор М.И. Юсупов), ООО КТРК "Дэвком" (директор И.В. Гвоздик), ЗАПСО "Севжилстрой" (директор С.И. Данцев). Эти предприятия отличает высокий уровень социальной ответственности перед налоговой политикой государства и своими работниками.

— А как обстоят дела с выполнением бюджета на местном уровне?

— Если говорить языком статистических данных, то годовые показатели доходной части бюджета Ленинского района выполнены на 103%. Средний темп роста налогов и сборов в местном бюджете составил 116,4%. А это значит, что налоговая служба помогает решать важные задачи по обеспечению бюджетных средств, так необходимых району и его жителям для выполнения социальных, жизненно важных программ, т.е. работает в тандеме с Ленинской районной администрацией.

Проводимый Ленинской налоговой инспекцией комплекс мероприятий позволяет постоянно наращивать мобилизацию денежных средств в бюджет районного уровня. Так, например, показателем работы налоговиков по легализации заработной платы может наглядно служить рост поступлений в бюджет налога с доходов физических лиц. В 2005 году в местный бюджет этот налог поступил в сумме 76,6 млн грн, в 2006-м — 97,4 млн грн, а уже в 2007 г. бюджет пополнился суммой 152,1 млн грн.

За счет перевыполнения утвержденного объема мобилизации налогов впервые в 2007 году у нашей инспекции появилась возможность улучшить свою материальную базу за счет районного бюджета. На выделенные средства инспекцией была приобретена оргтехника. Данное решение принято Ленинским районным советом в виде программы содействия районной налоговой службе. Таким образом, кроме осознания ответственности за наполнение бюджета города и района, у коллектива есть непосредственная заинтересованность в перевыполнении достаточно напряженного задания и, соответственно, поиске дополнительных резервов поступлений.

— А как вы собираетесь влиять на те предприятия, которые минимизируют налоговые отчисления?

— Платить налоги не любили во все времена. Поэтому основная задача налоговой службы — поломать стереотипы мышления и убедить каждого, что конституционная норма относительно уплаты налогов — одна из основных обязанностей любого гражданина. Следует добавить — почетная обязанность, поскольку гражданин, который платит налоги, должен четко сознавать: своевременные и в полном объеме бюджетные поступления — это залог решения социальных вопросов, которых сегодня немало. Налоги должны уплачиваться, а не взиматься. Однако, если разъяснения не действуют, применяются другие меры воздействия. Мы сделаем все, чтобы закоренелый мошенник не остался безнаказанным.

С 2007 года в инспекции введен мониторинг за уровнем поступлений платежей от конкретных предприятий. Это выражается в индивидуальном сопровождении плательщиков инспекторским составом. Определено 300 предприятий со значительными оборотами, за каждым из них закреплен специалист, который отслеживает и анализирует все показатели работы предприятия. Закрепленный инспектор владеет финансовой, экономической и хозяйственной ситуацией на предприятии. Такой индивидуальный, систематизированный анализ позволяет грамотно взаимодействовать с СПД, определять объективность или субъективность налоговой политики предприятия, в каждом отдельном случае оценивать риски, выводить индивидуальный алгоритм работы с налогоплательщиком. Если анализ свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика, мы проводим комплекс мероприятий: собираем информацию об этом налогоплательщике во всех государственных исполнительных службах, проводим оперативные проверки, привлекаем сотрудников управления налоговой милиции. В результате постоянной работы с данной категорией плательщиков в 2007 году прирост налога на добавленную стоимость составил 14,1 млн грн, налога на прибыль — 1,8 млн грн.

— А как вы планируете работу с мелким и средним бизнесом?

— Мы не проверяем тех, кто добровольно и в полном объеме платит налоги. Главное в работе с такими налогоплательщиками — создать комфортные условия для своевременной и полной уплаты налогов, разъяснить изменения налогового законодательства, порядок уплаты налогов. Для этого проводятся семинары, тренинги, сеансы прямой телефонной связи и т.п.

Большинство малых и средних предприятий и предпринимателей Ленинского района осуществляют деятельность в сфере общественного питания и торговли. Для Севастополя характерно увеличение деловой активности в этой сфере в летний период. Однако в прошлом году мы не видели пропорционального роста платежей в бюджет. В преддверии сезона мы активно проводим аналитическую работу, инвентаризируем торговые объекты района. В результате мы получаем полную информацию о каждом из СПД этих отраслей. Уровень контроля над отдельным предприятием (предпринимателем) будет зависеть от того, как сознательно на нем подходят к уплате налогов.

— Под контролем вы подразумеваете проверки? Как они будут проходить?

— Нет, контроль будет не только в виде проверок. Конечно, на основании проведенной аналитической работы отдельные СПД будут включены в план документальных проверок. Но в основном для наведения порядка в сфере общественного питания, торговли, транспортных услуг, туристического и гостиничного бизнеса мы планируем рейдовую работу. После согласования с Ленинской районной администрацией планируется создание комплексных бригад из представителей районной администрации, санитарно-эпидемиологической службы, налоговой службы, службы МЧС. Так что отсидеться в тени никому не удастся. Призываю представителей бизнеса проявить ответственность и работать в белом поле экономики, где выиграет и сам предприниматель, и государство. Трудно найти человека, который не хотел бы жить в богатой и процветающей стране. Поэтому мой долг напомнить, что налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера