Платежная дисциплина

В октябре прошлого года после долгих дебатов в местных органах власти по вопросам тарифной политики горсовет принял решение о повышении для всех потребителей стоимости централизованного водоснабжения и канализования. Тем самым предполагалось создать условия для безубыточной работы ГКП «Севгорводоканал». Однако последовавший вслед за этим рост тарифов с 44 до 58 копеек за кВт/ч электроэнергии, составляющей треть в себестоимости производства «Севгорводоканалом» услуг, поставил крест на прогнозируемой рентабельности. Финансовые поступления от абонентов даже после повышения тарифов на водоснабжение и канализование оставались значительно ниже расходов на электроэнергию, поэтому долги по ее оплате продолжали накапливаться. На сегодняшний день они составляют 2,5 миллиона гривен, и если в ближайшее время их не погасить, то ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» начнет поэтапно отключать объекты водоканала.

К этому долгу, поставившему водоканал в сложное положение, следует прибавить задолженность населения по оплате услуг в 13,4 миллиона гривен, которые привели предприятие на грань финансово-экономического кризиса. Такая значительная сумма явилась результатом не столько неплатежеспособности малообеспеченных слоев населения, которым ГКП "Севгорводоканал" создает в расчетах режим наибольшего благоприятствования, сколько низкой финансовой дисциплины людей обеспеченных и даже состоятельных, но задолжавших по нескольку тысяч гривен.

Казалось бы, это дает повод говорить о плохо поставленной презентационной работе предприятия. Отчасти это действительно так, но только отчасти. Абонентская и юридическая службы рассылают злостным неплательщикам несчетное количество предупреждений. На них реагирует незначительное число должников. Остальные избирают тактику закрытых дверей, построенную на том, что если от телефонной связи, Интернета, электроэнергии неплательщика можно отрезать дистанционно, то отключить его от воды и канализации нельзя, не проникнув в его квартиру. Учитывая это, должник просто не открывает дверь. Но и когда против него возбуждается гражданский иск с целью возврата долга, это еще не факт, что решение суда будет исполнено. Исполнительная служба настолько загружена работой, что принудительное исполнение судебного решения растягивается на неопределенное время.

Севастополь не единственный регион Украины, где коммунальные предприятия стали заложниками низкой платежной дисциплины, а также неспособности государства гарантировать населению доходы не ниже прожиточного минимума. Не полагаясь на возможности правительства в ближайшей перспективе обеспечить повышение жизненного уровня граждан, в Полтаве разработали новую технологию избирательного отключения абонентов от водоснабжения и канализации. О сути этой технологии шла речь на пресс-конференции, которую провели директор ГКП "Севгорводоканал" Виктор Кучеренко, его заместитель по экономике и сбыту Василий Дудка и начальник абонентского отдела Сергей Еленский.

Пресс-конференция была приурочена к приезду в город двух бригад из коммунального предприятия "Полтававодоканал". Они уже приступили к проведению непопулярной, но неизбежной акции по погашению долгов населения путем отключения квартир злостных неплательщиков от централизованного водоснабжения и канализации. О том, насколько эта акция эффективна, можно судить по первому визиту полтавчан в Севастополь в прошлом году. Тогда в результате их десятидневной работы по установке на внутридомовых сетях приспособлений под названием "Спрут" и "Зигзаг", избирательно отключающих квартиры неплательщиков от воды и канализации, долги юридических и физических лиц ГКП "Севгорводоканал" уменьшились на 1 миллион гривен.

Предполагается, что в этом году погашение долгов, составляющих от 200 грн до 7 тысяч гривен, будет более значительным. Во-первых, бригады две, во-вторых, их сопровождают кассиры, с которыми можно, не выходя из квартиры, расплатиться. По указанию Виктора Кучеренко абонентам, внесенным в список на отключение, разосланы уведомления о предстоящей акции с просьбой заранее погасить хотя бы часть долга, а при финансовых затруднениях оформить на предприятии рассрочку платежа. На пресс-конференции особо было сказано о том, что отрезанному от водоснабжения новое подключение обойдется в 250 гривен, а от канализации — в 290 гривен и сделано оно будет не сразу, а в порядке очереди.

Полтавские бригады устанавливают "Спруты" и "Зигзаги" сейчас в 150 городах Украины, и поскольку это хороший бизнес, приборы не продают. Производство таких приборов несколько другой технологии наладили и в Ялте. У нас с этой новации никаких подвижек, хотя чиновников, вещающих о высоком интеллектуальном потенциале города, хоть отбавляй. Благо что мы договорились купить приборы в Ялте, чтобы перевести акцию отключения злостных неплательщиков в режим постоянной плановой работы.

Поставка воды и ее отведение — это производственная услуга, это товар, за который надо своевременно рассчитываться, ибо платежная дисциплина есть категория экономическая и носит объективный характер. Независимо от субъективных и личностных факторов.

На сегодня в городе более 60 квартир в многоэтажных домах лишились элементарных благ цивилизации — водоснабжения и канализации. Это произошло не из-за аварии на инженерных сетях, а в результате целенаправленных действий по отключению от элементарных благ цивилизации злостных неплательщиков за услуги "Севгорводоканала".

К работе приступили в прошлый понедельник и, несмотря на то, что о проведении этой акции население было заранее оповещено через средства массовой информации, а должники еще и получили персональные извещения с просьбой погасить задолженность по "коммуналке", появление во дворах спецмашин водоканала с мощными репродукторами было встречено людьми с настороженным интересом. Одни, выглянув из окна на улицу, от греха подальше закрылись на все замки. Другие, зная, что вместе со слесарями приехали кассиры, которые тут же могут принять платежи, приготовили деньги. Кое-кто любопытства ради даже вышел во двор.

Пока слесари готовили оборудование к использованию, работники абонентской службы, как по карте боевых действий, водят пальцем по спискам должников и составляют маршрут обхода абонентов. На улице Николая Музыки они начали с квартиры, жильцы которой задолжали водоканалу 12 тысяч гривен. Женщина, открывшая дверь, стала упрашивать работников водоканала дать ей сутки отсрочки погашения долга. Непрошеные гости от своего требования рассчитаться немедленно не отступали.

Складывается типичная ситуация, в которой всегда бывает две правды. С одной стороны, становится жалко женщину. По ее виду нельзя было сказать, что она человек необеспеченный. Но нельзя отказать в требовательности и работникам водоканала. С тех пор как семья вселилась в квартиру, она 10 лет ни разу не вносила плату за коммунальные услуги и получать их задаром, вошло у нее в привычку.

Тем временем слесари со своим оборудованием поднимаются на чердак, чтобы блокировать отвод из квартиры канализационных стоков. Вода подаваться по-прежнему будет, а вот спустить ее в канализацию уже нельзя. Единственный выход — бегать с горшком и сливать нечистоты во дворе где-нибудь подальше от глаз людских.

Предположение, что многие должники попытаются отсидеться за закрытыми дверями, оправдалось лишь частично. К микроавтобусу, где кассир принимала плату за коммунальные услуги, то и дело подходили абоненты "Севгорводоканала", вносили по 2-3 тысячи долга. Некоторые чувствовали себя неловко за свою необязательность.

Подходили к кассиру и с жалобами на то, что после установки водомера приходится извести уйму времени, чтобы вызвать представителя водоканала для регистрации контрольного прибора. Не устраивает людей и долгий процесс перечисления платежа из банка на расчетный счет предприятия. Назывались факты, когда абонент уже погасил долг коммунальному предприятию, а ему все продолжали идти судебные повестки.

Начальник абонентского отдела Сергей Еленский все эти претензии фиксировал и обещал, что недостатки в обслуживании клиентов будут устранены. Таким образом, акция, направленная на погашение долгов абонентов и повышение их платежной дисциплины, способствует и улучшению работы "Севгорводоканала".

За три дня отключений неплательщиков абоненты погасили долги на сотни тысяч гривен. Некоторые из рассчитавшихся уже опять с водой, а вот тем, кто долго размышлял, платить или повременить, придется подождать, когда полтавчане приедут вновь.

Лев БЛЕСКИН.

Глас народа

ПЛАТИТЬ ИЛИ НЕ ПЛАТИТЬ?

Ольга Викторовна, служащая:

— Платить однозначно! Для меня это вообще не тема для обсуждения. Раз коммунальная услуга предоставляется — она, на мой взгляд, должна быть своевременно оплачена. В нашей семье так заведено — долгов боимся как огня. Ведь не заплатишь месяц-другой, сумма долга как снежный ком нарастает. А "коммуналка" сегодня стоит недешево. Поэтому стараюсь, получив зарплату, расплатиться по ней в первую очередь.

Светлана Алексеевна, жительница осажденного Севастополя:

— Я прилагаю максимум усилий, чтобы оплачивать коммунальные услуги вовремя. Но чего мне, да и большинству горожан тоже, это стоит! Все знают, какие огромные очереди выстраиваются в сберкассах и на почте в период массовой оплаты "коммуналки". Стоишь по полтора-два часа, чтобы отдать свои кровные денежки. Люди нервничают, ссорятся, страдают от духоты, присесть, как правило, негде. А в банки коммерческие, где очередей почти нет, никто не спешит — там за каждую квитанцию берут деньги. Думаю, настало время городским властям и руководителям коммунальных предприятий задуматься о том, как облегчить процедуру оплаты счетов. Ведь в конце концов они заинтересованы, чтобы услуги оплачивались вовремя и в полном объеме. Вот пусть и создадут для нас комфортные условия для этого.

Другие статьи этого номера