Возвращение из забвения

История Севастополя неразрывно связана с Черноморским флотом. Основное население города составляли моряки Черноморского флота, и большинство военнослужащих исповедовало православие. В 1829 году при казармах 37-го флотского экипажа, располагавшихся на территории Корабельной стороны, построили часовню во имя Св. Благоверного Великого князя Владимира. Это было единственное культовое сооружение в данном районе, поэтому служило для удовлетворения религиозных нужд не только военнослужащих, но и гражданского населения. С 1834 года часовня стала церковью с подвижным престолом во имя Св. князя Владимира. Однако в период обороны Севастополя 1854-1855 годов храм был разрушен, а крест с его купола вывезен во Францию.В 1858-1859 годах за счет пожертвований жителей Корабельной стороны церковь восстановили на прежнем месте в виде деревянного барака. Такой она просуществовала порядка десяти лет, постепенно разрушаясь. Вероятно, поэтому неподалеку от Владимирской была возведена новая церковь. Строило ее Морское ведомство, поэтому к наименованию добавлено слово "портовая". Церковь была одноярусной со стрельчатыми окнами, одноглавой, вместимостью до 200 человек. С южной стороны, отдельно от церкви, находилась колокольня с семью колоколами. Освятили её во имя св. Митрофана Воронежского. Архиерей Митрофан Воронежский являлся духовным наставником Петра I, основателя и строителя российского военного флота. Владыка Митрофан одобрял планы Петра I в заведении флота, считал их спасительными для государства и неоднократно жаловал средства в казну на "ратных людей".

Во вновь выстроенную портовую Митрофановскую церковь были переданы образа и церковная утварь церкви Св. Владимира. Деревянный барак, в котором она находилась после Крымской войны, разобрали, а престол сожгли на берегу Аполлоновой балки в присутствии жителей Корабельной слободки, пепел сбросили в море. На месте расположения Владимирской церкви первоначально был установлен деревянный столб с образом св. Владимира, замененный впоследствии особым столбом, снабженным фонарем для лампадки, зажигавшейся сторожами Митрофановской церкви во время богослужений.

В 1911 году ктитор Митрофановской церкви капитан 2 ранга Николай Васильевич Ратьков стал инициатором строительства часовни на Корабельной стороне. Он предложил построить ее на том же месте, где располагалась ранее церковь Св. Владимира. По замыслу Н.В. Ратькова часовня должна была увековечить не только место расположения Владимирской церкви, но и приближающееся значительное для России событие — 300-летие царствования Дома Романовых. Идею поддержал главный командир Севастопольского порта, начальник гарнизона Севастополя вице-адмирал И.Ф. Бострем, однако вследствие разногласий место строительства определили не сразу. Вскоре по высочайшему соизволению была открыта подписка для сбора средств на строительство часовни. Место для ее возведения отводилось постановлением городской думы на Владимирской площади (ныне площадь Ластовая) Корабельной стороны. В основном строительство осуществлялось за счет пожертвований военнослужащих флота, гарнизона, порта и гражданского населения. Как свидетельствуют архивные документы, пожертвования не всегда выражались в денежном эквиваленте: например, инженер-технолог Д.И. Свечников и потомственный почетный гражданин Г.М. Сидоров пожертвовали в комитет по строительству часовни бронзовую люстру художественной работы стоимостью 500 рублей.

6 мая 1912 года, в день рождения императора Николая II, на Владимирской площади в присутствии градоначальника С.К. Кульстрема, представителей городского управления, военного и морского ведомств, духовенства, а также консулов: Франции — Л. Ге, Великобритании — Д. Лаудона, Турции — Хаки-бея, Греции — Апосталиди и Италии — Мошетти состоялась торжественная закладка часовни. Завершение работ отметили военным парадом и салютом. 14 марта 1913 года, в день восшествия на престол первого из Романовых, Михаила Федоровича, возвращенный из Франции и отреставрированный крест был поднят и установлен на куполе часовни. Двадцатипятиметровую каменную часовню, выдержанную в русском стиле, украшали бронзовые двуглавые орлы — символ российского самодержавия. 10 августа 1913 года состоялось освящение часовни в честь иконы Федоровской Божьей Матери, в котором принял участие Николай II. Именно иконой Федоровской Божьей Матери был благословлен на царствование родоначальник царствовавшей династии Романовых Михаил Федорович.

Трагической оказалась судьба Свято-Митрофановской церкви и часовни иконы Федоровской Божьей Матери после установления советской власти в Севастополе в 1922 году. В сложившейся обстановке обновленческого раскола в начале 20-х годов ХХ века священнослужители и прихожане Митрофановской церкви не изменили догматам апостольской церкви. Религиозная община придерживалась "тихоновского" направления, непримиримо относившегося к советской власти. Не случайно вопрос о закрытии Митрофановской церкви начали поднимать уже с 19 марта 1923 года. Настоятелем церкви и председателем церковно-приходского совета в начале 20-х годов ХХ века был протоиерей Иван Кузьмич Хорошунов, служивший до октябрьского переворота священником на судах Черноморского флота. Интерес представляют сведения об имевшемся у И.К. Хорошунова наперсном кресте с частичками мощей Серафима Саровского. По доносу об этом стало известно в Севастопольском отделе ГПУ. В июне 1926 года при СевОГПУ была создана внушительная экспертная комиссия для изучения содержимого креста. Хранящиеся в государственном архиве Севастополя документы позволяют проследить дальнейшую судьбу протоиерея И.К. Хорошунова: он был лишен избирательных прав, в июне 1928 года снят с учета служителей культа и выслан на Соловки. Одновременно Президиум КрымЦИК вынес постановление о закрытии церкви и передаче ее здания под клуб госпиталя. Попытки верующих оспорить это постановление в вышестоящих органах позволили им всего лишь на год продлить возможность совершать религиозные обряды в помещении своей церкви. 5 июня 1929 года церковь была передана морскому госпиталю под клуб. Во время Второй мировой войны здание Митрофановской церкви было разрушено. В начале 90-х годов сохранившийся первый ярус колокольни был использован в качестве часовни, где проводились службы. Позднее была выполнена алтарная пристройка, и с 1997 года часовня переоборудована в храм, освященный во имя Св. Митрофана Воронежского.

Судьба часовни иконы Федоровской Божьей Матери не менее печальна. Приходской совет Митрофановской церкви в марте 1926 года собирался заключить договор об аренде здания часовни, однако высокая арендная плата не позволила прихожанам содержать два церковных здания. Президиум ЦИК Крымской АССР 10 февраля 1928 года постановил ликвидировать Федоровскую часовню на Корабельной стороне. Но начальника административного подотдела Севрика заинтересовали бронзовые орлы, установленные на здании часовни, и крест, якобы имевший историческое значение. Для экспертизы был вызван представитель военно-исторического музея В. Бабенчиков, который определил, что орлы не имеют исторического значения, а вот крест необходимо сохранить. С часовни были сняты все церковные знаки: крест, купол, орлы и иконы, а здание передано районо. Осенью 1928 года часовню разобрали, а на ее месте оборудовали детскую площадку.

Изучение документов, хранящихся в государственном архиве Севастополя, помогло приоткрыть еще одну забытую страницу в истории нашего города.

Другие статьи этого номера