Коммунальный заказ

Почти из трех тысяч зарегистрированных в Севастопольском центре занятости на 1 сентября свободных вакансий более половины ориентированы на рабочие специальности. Городу экстренно необходимы квалифицированные рабочие и «серые воротнички» — выпускники профессиональных училищ, грамотные «технари».

Вместе с тем именно эта отрасль образования переживала в последнее десятилетие свои худшие времена. У государства, взявшего на себя обязанность финансирования профтехобразования, катастрофически не хватало средств на поддержку и развитие некогда разветвленной и довольно богатой инфраструктуры. Более того, время от времени учебные корпуса ПТУ оказываются под угрозой отключения от электроснабжения за министерские долги, а общежития остаются зимой без отопления.

Новый принцип финансирования, предложенный Кабмином Украины, должен изменить ситуацию уже в 2009 году. Об этом говорилось в стенах Севастопольского высшего профессионального училища средств связи и информационных технологий на рабочем совещании главы горсовета Валерия Саратова с директорами семи профтех-училищ Севастополя. Темой встречи стал предложенный премьер-министром Украины Юлией Тимошенко новый принцип финансирования профессионального технического образования: 60% — из местного бюджета и только 40% — из государственного.

Председатель Севастопольского городского совета эту идею полностью поддерживает. "При таком принципе финансирования у нас три училища попадают под государственную собственность, и их финансирование идет из госбюджета Украины, а остальные станут коммунальной собственностью, и их материальное обеспечение будет проводиться за счет местного бюджета. Я не против такого распределения, поскольку всегда говорил, что нужно думать над коммунальным заказом, над подготовкой специалистов для наших трех самых крупных коммунальных предприятий: "Севтеплоэнерго", "Севгорводоканал" и "Севтроллейбус". Мы совещаемся с руководителями всех профессиональных училищ Севастополя, чтобы инициируемые премьер-министром Украины реформы не застали нас врасплох. Если изменения планируются на 2009 год, то уже сейчас мы должны подумать, что нужно сделать для того, чтобы без проблем быть готовыми к этому", — сказал Валерий Саратов.

Он также рассказал участникам совещания, что в проекте государственного бюджета уже заложены необходимые цифры. Источник средств, которые в сферу профтехобразования должны направить местные бюджеты, Кабмин также обещал определить. "Но мы живем в таком государстве, в котором прогнозировать что-то сложно. Найдется ли такой источник в Севастополе, будем смотреть. Но мне кажется, этот вопрос Севастопольский городской совет решит", — резюмировал В. Саратов.

Во время визита в учебное заведение глава горсовета также ответил на вопросы учащихся ПТУ. Самый главный вопрос, волнующий не только учащихся профтехучилищ, но и студентов высших учебных заведений и даже школьников, — это отсутствие необходимой учебной литературы на русском языке. "В программе той политической силы, которую я представляю, записано: "ввести второй государственный язык — русский". Что касается депутатов Севастопольского городского совета, комиссии горсовета по социально-гуманитарным вопросам, то мы приняли решение, по которому каждый год выделяем из городского бюджета по одному миллиону гривен на реализацию Программы поддержки и развития русского языка в Севастополе", — подчеркнул Валерий Саратов.

Учащихся волновал также и вопрос их трудоустройства. Председатель горсовета спрогнозировал: через шесть-семь лет бизнес и производство в Севастополе вырастут в пять раз, и выпускники профтех-училищ без работы точно не останутся. "Есть огромный плюс в том, что мы живем не только в замечательном, но и перспективном городе, — сказал В. Саратов. — У нас есть возможности, есть ресурсы. Эти ресурсы надо уметь распределять, а не воровать".

О. ФИЛАТОВА.

Глас народа

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ВОЗРОДИТЬ ПРЕСТИЖНОСТЬ РАБОЧЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ?

Виталий Павлович, руководитель предприятия:

— Ответ, казалось бы, лежит на поверхности. Рабочие специальности есть. Но ресурсы людские в дефиците из-за демографического спада, который произошел сразу после распада Советского Союза, — тогда в первые годы резко упала рождаемость. А сейчас общество пожинает "плоды". Например, в одной из школ в этом учебном году выпуск 11-го класса составит всего 60 человек. Это очень мало. Причем в данном случае школа считается преуспевающей. А каково положение в других? Можно сказать, что молодежи, которая должна получить первичную профессию (имеется в виду рабочую) и сделать первый шаг к освоению специальности, в настоящее время явно не хватает.

В. НЕСТЕРЕНКО, офицер запаса:

— Надо, чтобы среди выпускников школ было больше желающих учиться в ПТУ или техникуме. К сожалению, коммерциализация системы образования привела к тому, что молодежь сразу ориентируют на получение высшего образования. В связи с этим людей с дипломами вузов в несколько раз больше, чем того требует рынок труда. Это создает критическую ситуацию, не дает развиваться экономике. Отсюда такое пристальное внимание со стороны руководства города, страны, министерств, которые пытаются все это исправить.

Юрий Владимирович, пенсионер:

— Помню, что в годы советского периода профессионально-технические училища полностью финансировались государством. И никогда там не возникали вопросы с питанием, спецодеждой и так далее, но сейчас все урезали. А если в училищах будут обучаться на старых станках, оборудовании, то, даже получив специальность, молодой человек не сможет работать на предприятии, где стоят новые станки, используются высокие технологии. Надо поддерживать систему профтехобразования, если мы хотим, чтобы на предприятия пришли квалифицированные кадры. Если государственная помощь недостаточна, то власти на местах не должны стоять в стороне: необходимо обеспечивать не разовое, а регулярное и достаточное финансирование.

Татьяна МИХАЙЛЕНКО, работник сферы культуры:

— С развитием рыночных отношений в обществе изменились ценности. Сейчас, оказывается, выше оцениваются не рабочие, а средний класс — менеджеры, юристы, экономисты и так далее. Выходит, что не надо получать рабочую профессию, а сразу идти торговать. Потом, получив образование, торить путь в управленцы. В школах пора вводить профильные классы в начальном или среднем звене, а со старшеклассниками уже поздно проводить такую работу: они практически определились со своим выбором, как правило, не в пользу рабочей специальности.

Другие статьи этого номера