Звонят — значит неравнодушны, или Несколько штрихов к осенним проблемам наших горожан

В городском хозяйстве, по мнению севастопольцев, не все так быстро меняется к лучшему: осень опять наступила как бы неожиданно, и о пришедших вместе с ней проблемах горожане снова заговорили в полный голос. Об этом свидетельствует не только возросшее количество в аварийном порядке вырытых траншей в поисках мест поломки различных магистралей на наших улицах, но и число обращений, связанных с неудовлетворенностью граждан работой предприятий, занятых в основных сферах жизнеобеспечения города. Об объективных трудностях и наиболее характерных причинах, по которым севастопольцы обращаются в службу информации и помощи населению (СИиПН) города, наша беседа с ее начальником Виктором САПОНОМ. — Виктор Владимирович, скажите, пожалуйста, насколько в эти осенние дни повысился тембр звучания обращений и заявлений в вашу службу?

— Звонят нам, конечно, не по праздным вопросам, а голос людей чаще всегда на полтона выше, чем в обычном телефонном разговоре. Но севастопольцы — люди выдержанные, а наши дежурные достаточно закалены, так что взаимопонимание находим. Что же касается количества обращений, то оно, конечно же, в связи с приближающимися холодами значительно выросло и составляет около 1 тыс. просьб и заявлений в течение недели. Да и характер их изменился.

Если летом звонки чаще раздавались по фактам перебоев в подаче холодной воды, отсутствия горячего водоснабжения и неудовлетворенности работой городского транспорта, то сегодня к уже названным проблемам прибавилось число сообщающих об отключениях домов от электроэнергии и различного рода недостатках в обслуживании жилого фонда.

— И такая картина из года в год повторяется?

— И будет повторяться, пока, во-первых, не приучим себя полностью расплачиваться с предприятиями за предоставленные нам услуги. А во-вторых, вкладывать средства в те сферы нашего хозяйства, где, как говорится, тонко, отчего и рвется. Несколько штрихов к проблемам, о которых мы до следующего летнего сезона как бы забыли.

Известно, что приезжающие в летние месяцы к нам на отдых гости увеличивают число проживающих в жилом секторе более чем вдвое. В числе других проблем ("обрастание" улиц свалками мусора, переполненный городской транспорт, заторы на дорогах) возрастет нагрузка на входящие сети водоснабжения, все сроки эксплуатации которых, как и запас безаварийной прочности канализационных систем, уже истекли. Их замена силами ГКП "Севгорводоканал" составляет 10 процентов от необходимого. В результате — частые аварии и отключения. И государственная, и разработанная у нас региональная программа "Питьевая вода" не выполняется из-за отсутствия ее финансирования. И не удивляет, что число обращений к нам по этим вопросам по телефонам 063 и 125 в сентябре составило цифру 1341. Летом она была на том же уровне.

— Вступив в осенне-зимний период, в каких еще сферах жизнеобеспечения не удастся избежать проблем?

— О подаче горячей воды говорить не стану, она настолько набила оскомину, что спекулировать на ней просто безнравственно. Еще в июне к нам поступило более одной тысячи звонков, сейчас интересующихся этой проблемой в несколько раз меньше. И это понятно: большинство населения понимает, что нужно погасить озвученный на всех уровнях долг за потребленный природный газ в сумме 24,5 млн грн и внести предоплату…

Одним словом, необходимо понять, что из эпохи первичного накопления капитала мы постепенно перешли ко времени обрастания мусором и ворохом проблем, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве. Ни для кого не секрет, что по сей день в большинстве своем мы пользуемся магистралями и системами жизнеобеспечения, введенными в эксплуатацию поколением, уже не один год назад приобретшим социальный статус пенсионеров. Например, изношенность электросетей в 80% старого жилфонда города, многократное возрастание нагрузок в связи с использованием в квартирах современной бытовой техники не дают нам полной гарантии на бесперебойное обеспечение этих домов электроэнергией. Качественное получение названной услуги может усложниться в наступающем периоде природными, характерными для нашего региона условиями, связанными с порывами ветра, шквалами, от которых нередко страдают изрядно изношенные ЛЭП. То есть, по привычке вкладывая в дело копейку, мы ожидаем получить прибыль на гривну. Чудес, к сожалению, не бывает…

— Как не стоит ждать изменений к лучшему в сферах, где труд работников, мягко говоря, недостаточно оплачиваемый…

— Недавно была озвучена информация о том, что в нашем городе из-за низких зарплат только на три четверти укомплектованы штаты дворников, а также медсестер системы здравоохранения. О каком качестве услуг здесь можно говорить? Надо избавиться от засевшего в обыденном сознании образа киношного сантехника Афони. В ходе реформирования в ЖКХ придут новые люди. Логика ситуации в том, что нельзя добиться качественного поворота в любом деле, не оплатив достойно вложенные в него усилия. Все разговоры, минуя этот аспект, — беседы в пользу нашей несостоятельности. Из официальной статистики известно, что украинский бизнес в последние годы дал рынку труда 3 млн рабочих мест, заплатив достойно за работу в определенных сферах. И люди дорожат своим местом. Относиться к коммунальному сектору экономики, как к пасынку, больше нельзя.

А иногда у нас доходит до парадоксов: квартиросъемщики звонят в СИиПН с просьбой разрешить ситуацию, связанную с невозможностью заплатить деньги за коммунальные услуги. Прием платежей в отдельные дни напоминает многим недалеко ушедшее время всеобщих очередей…

— А в вашей службе на сегодня решены все проблемы?

— Без них нельзя. Руководителей объектов хозяйственной деятельности, занятых в основных сферах жизнеобеспечения населения и экономики Севастополя, беспокоят вопросы недостаточно эффективной координации действий аварийно-спасательных бригад. В СГГА эта проблема нашла понимание, и сейчас на повестке дня стоит вопрос о создании единой городской диспетчерской службы, которая возьмет на себя эти функции. Уверен, это поможет делу быстрого реагирования и организации оперативной ликвидации нештатных бытовых ситуаций, эксплуатационных нарушений, аварий в системах жизнедеятельности города.

— О каких неудобствах бытового характера или опасностях в ближайшие дни вы бы хотели предупредить наших горожан?

— С приходом осени и дождей участились походы горожан в лес с целью сбора грибов. Хотелось бы предостеречь любителей "тихой охоты", что употребление в пищу этих даров природы таит опасность серьезных отравлений. Вовсе необязательно испытывать свое здоровье на прочность. Не разрешайте есть грибы детям.

— Спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера