Суров закон, но нет его. Пока?

6 ноября высокое представительство бывших и нынешних руководителей Севастополя совместно с депутатами Верховной Рады Украины обсуждало перспективы принятия закона Украины о статусе Севастополя.

На совещание в городской совет прибыли: представитель Президента Украины в Крыму Леонид Жунько, начальник регионального управления Счетной палаты Украины по АРК и Севастополю Валентин Борисов, народные депутаты Иван Вернидубов и Вадим Колесниченко, депутат горсовета Василий Пархоменко. Инициировал обсуждение председатель городского совета Валерий Саратов.

По словам главы горсовета, Министерство регионального развития намерено заложить в закон о Севастополе собственное видение ситуации.

Так, на совещании в Киеве под руководством первого заместителя министра регионального развития и строительства Украины Анатолия Ткачука были предложены три концептуальные идеи: узаконить существующие взаимоотношения в городе, четко прописав функции и полномочия двух ветвей власти, сделать из Севастополя мини-область и некий промежуточный вариант, объединяющий в себе предлагаемые разными политическими силами проекты закона о статусе Севастополя.

На что Иван Вернидубов заметил, что "в природе" до сих пор существует лишь один проект, внесенный на рассмотрение Верховной Рады вышеупомянутыми народными депутатами. В авторском законе, добавил Вернидубов, "мы просим лишь исполнения Хартии о местом самоуправлении", другими словами, выборности мэра. Депутат также опроверг слова главы госадминистрации города Сергея Куницына о том, что в разработке находится проект с прописанной в городе свободной экономической зоной.

Вадим Колесниченко добавил, что намерение исполнительной власти включить СЭЗ в закон о Севастополе — это "политический пиар" и что нет смысла совмещать в одном законе и статус, и зону, поскольку у последней есть свои давно прописанные законодательством страны нормы. Он также напомнил, что над Севастополем по-прежнему нависает опасность отторжения городской черты из общей площади территории с тем, чтобы лишить город особого статуса и сделать его рядовой частью Крыма.

Напомнить присутствующим о том, что идея возникновения СЭЗ в законе о статусе Севастополя не нова, взялся представитель Президента Леонид Жунько. Указ о разработке закона о Севастополе был издан еще президентом Украины Леонидом Кравчуком, рассказал Л. Жунько. Необходимость стабилизации взаимоотношений в городе путем единого закона, которому бы все подчинялись, была связана с появлением в Севастополе двух флотов. Тогда Иван Ермаков и предложил прописать в законе СЭЗ. В то время этого не удалось сделать, также, как и теперь принять проект Вернидубова — Колесниченко, поскольку он имеет свои "прорехи", резюмировал представитель президента.

А вот Валентин Борисов считает, что другого пути, как преодолеть вето президента, наложенное на законопроект народных депутатов, у Севастополя нет. "Ждать изменения политической ситуации бессмысленно, нужно вести переговоры с различными политическими силами, в том числе и с БЮТ", — сказал региональный руководитель Счетной палаты.

Однако, судя по происходящим в стране событиям, рассчитывать на то, что Верховная Рада в ближайшее время сможет сконсолидироваться в пользу севастопольцев, не приходится. С учетом базирования в Севастополе флота иностранного государства до 2017 года вряд ли и руководство страны вдруг согласится с выборностью городского головы, ослабив тем самым государственные позиции в пользу местного самоуправления. Но и без закона город больше не может полноценно жить, пример тому — зашедшие в тупик отношения между горсоветом и администрацией. В такой ситуации и начинает брать верх мнение о том, что лучшим вариантом может стать закон, отражающий современное административное устройство города, но с четко прописанными функциями местного самоуправления и делегированными государственным администрациям полномочиями.

Напомним, что ранее Валерий Саратов неоднократно заявлял о том, что закон "О статусе города-героя Севастополя" должен включать выборы громадой головы города, который после будет назначаться главой администрации. Глава горсовета считает, что закон о статусе Севастополя "может быть таким же, как и о статусе города Киева, и именно такой проект закона внесён в Верховную Раду Украины депутатами, представляющими Севастополь, Иваном Вернидубовым и Вадимом Колесниченко. Он прошёл заключение юридического управления, голосовался с какими-то изменениями четыре раза, но каждый раз президент накладывал на этот проект закона вето". Принятие именно такого варианта закона о статусе Севастополя, как считает В. Саратов, "позволит исключить конфликт властей, который существует в Севастополе, резко поднимет ответственность людей, которые будут выбраны, и даст возможность Севастополю получать 50 процентов средств из 97 миллионов долларов США, которые получает Украина за базирование российского Черноморского флота на её территории".

Ирина КАРАТАЕВА.

Глас народа

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ ЗАКОН О СЕВАСТОПОЛЕ?

Сергей Игоревич, офицер запаса:

— Севастополю необходимо вернуть особый самостоятельный статус, каким он был во времена Советского Союза, с учетом того, что город имеет хорошую перспективу для развития не только как промышленный и агропромышленный центр, не только как курортная зона, но и как город-порт, и как база двух дружественных военно-морских флотов.

Николай, педагог:

— Предоставить больше прав громаде, чтобы закон обеспечивал отчетность выборных органов перед населением. Должен быть продуман механизм контроля севастопольской громадой расходования бюджетных средств. Правда, в такой вариант мало верится. Естественно, что тот, кто будет писать закон, будет его перекраивать под себя, чтобы меньше отчитываться, а тем более — перед громадой. Словом, чувствовать себя князьком.

Екатерина МИРОНОВА, менеджер:

— Севастополю нужен мэр. Все населенные пункты Украины имеют такое право — выбирать голову. А наш — нет. Надеюсь, что такое положение исправит принятие закона о статусе Севастополя.

Евгения, продавец:

— Последние пять лет я то и дело слышу, что в Севастополе было бы гораздо меньше социально-экономических проблем, если бы был принят закон о статусе Севастополя. Это касается вопросов и продажи земли, и распределения бюджетных средств, и выборов мэра. Уже было сделано много попыток, чтобы принять закон, но все они безуспешны. Видимо, "наверху" не очень-то хотят давать Севастополю свободу и самостоятельность даже на вполне законных основаниях. Единственное, в чем я не сомневаюсь, так это в том, что Севастополь действительно особенный город, он должен иметь особенный статус и, соответственно, свой закон.

Борис, строитель:

— Надоели распри между госадминистрацией и горсоветом. Этот момент нужно отметить в законе о статусе Севастополя.

Михаил Александрович, ветеран:

— Нынешняя законодательная база Украины настолько аморфна, что пока не будут внесены изменения в законы Украины о местных госадминистрациях, о самоуправлении в Украине и другие законодательные акты, полноценного закона о Севастополе быть не может. Украина стала на путь формирования парламентско-президентской республики. Но из-за усиления политической борьбы за последние два-три года мы стали свидетелями отступления на этом пути. Наблюдаем ожесточенные попытки вернуться к президентской форме правления. Пока политическая элита в Украине не договорится, не определит пути развития государственности, бессмысленно будоражить общественность Севастополя новыми вариантами проекта закона о Севастополе. Ряд наших местечковых политиков использует эту тему как пиар-акцию, периодически ее реанимируя.

Другие статьи этого номера