6 ноября высокое представительство бывших и нынешних руководителей Севастополя совместно с депутатами Верховной Рады Украины обсуждало перспективы принятия закона Украины о статусе Севастополя.
На совещание в городской совет прибыли: представитель Президента Украины в Крыму Леонид Жунько, начальник регионального управления Счетной палаты Украины по АРК и Севастополю Валентин Борисов, народные депутаты Иван Вернидубов и Вадим Колесниченко, депутат горсовета Василий Пархоменко. Инициировал обсуждение председатель городского совета Валерий Саратов.
По словам главы горсовета, Министерство регионального развития намерено заложить в закон о Севастополе собственное видение ситуации.
Так, на совещании в Киеве под руководством первого заместителя министра регионального развития и строительства Украины Анатолия Ткачука были предложены три концептуальные идеи: узаконить существующие взаимоотношения в городе, четко прописав функции и полномочия двух ветвей власти, сделать из Севастополя мини-область и некий промежуточный вариант, объединяющий в себе предлагаемые разными политическими силами проекты закона о статусе Севастополя.
На что Иван Вернидубов заметил, что "в природе" до сих пор существует лишь один проект, внесенный на рассмотрение Верховной Рады вышеупомянутыми народными депутатами. В авторском законе, добавил Вернидубов, "мы просим лишь исполнения Хартии о местом самоуправлении", другими словами, выборности мэра. Депутат также опроверг слова главы госадминистрации города Сергея Куницына о том, что в разработке находится проект с прописанной в городе свободной экономической зоной.
Вадим Колесниченко добавил, что намерение исполнительной власти включить СЭЗ в закон о Севастополе — это "политический пиар" и что нет смысла совмещать в одном законе и статус, и зону, поскольку у последней есть свои давно прописанные законодательством страны нормы. Он также напомнил, что над Севастополем по-прежнему нависает опасность отторжения городской черты из общей площади территории с тем, чтобы лишить город особого статуса и сделать его рядовой частью Крыма.
Напомнить присутствующим о том, что идея возникновения СЭЗ в законе о статусе Севастополя не нова, взялся представитель Президента Леонид Жунько. Указ о разработке закона о Севастополе был издан еще президентом Украины Леонидом Кравчуком, рассказал Л. Жунько. Необходимость стабилизации взаимоотношений в городе путем единого закона, которому бы все подчинялись, была связана с появлением в Севастополе двух флотов. Тогда Иван Ермаков и предложил прописать в законе СЭЗ. В то время этого не удалось сделать, также, как и теперь принять проект Вернидубова — Колесниченко, поскольку он имеет свои "прорехи", резюмировал представитель президента.
А вот Валентин Борисов считает, что другого пути, как преодолеть вето президента, наложенное на законопроект народных депутатов, у Севастополя нет. "Ждать изменения политической ситуации бессмысленно, нужно вести переговоры с различными политическими силами, в том числе и с БЮТ", — сказал региональный руководитель Счетной палаты.
Однако, судя по происходящим в стране событиям, рассчитывать на то, что Верховная Рада в ближайшее время сможет сконсолидироваться в пользу севастопольцев, не приходится. С учетом базирования в Севастополе флота иностранного государства до 2017 года вряд ли и руководство страны вдруг согласится с выборностью городского головы, ослабив тем самым государственные позиции в пользу местного самоуправления. Но и без закона город больше не может полноценно жить, пример тому — зашедшие в тупик отношения между горсоветом и администрацией. В такой ситуации и начинает брать верх мнение о том, что лучшим вариантом может стать закон, отражающий современное административное устройство города, но с четко прописанными функциями местного самоуправления и делегированными государственным администрациям полномочиями.
Напомним, что ранее Валерий Саратов неоднократно заявлял о том, что закон "О статусе города-героя Севастополя" должен включать выборы громадой головы города, который после будет назначаться главой администрации. Глава горсовета считает, что закон о статусе Севастополя "может быть таким же, как и о статусе города Киева, и именно такой проект закона внесён в Верховную Раду Украины депутатами, представляющими Севастополь, Иваном Вернидубовым и Вадимом Колесниченко. Он прошёл заключение юридического управления, голосовался с какими-то изменениями четыре раза, но каждый раз президент накладывал на этот проект закона вето". Принятие именно такого варианта закона о статусе Севастополя, как считает В. Саратов, "позволит исключить конфликт властей, который существует в Севастополе, резко поднимет ответственность людей, которые будут выбраны, и даст возможность Севастополю получать 50 процентов средств из 97 миллионов долларов США, которые получает Украина за базирование российского Черноморского флота на её территории".
Ирина КАРАТАЕВА.
КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ ЗАКОН О СЕВАСТОПОЛЕ?
Сергей Игоревич, офицер запаса:
— Севастополю необходимо вернуть особый самостоятельный статус, каким он был во времена Советского Союза, с учетом того, что город имеет хорошую перспективу для развития не только как промышленный и агропромышленный центр, не только как курортная зона, но и как город-порт, и как база двух дружественных военно-морских флотов.
Николай, педагог:
— Предоставить больше прав громаде, чтобы закон обеспечивал отчетность выборных органов перед населением. Должен быть продуман механизм контроля севастопольской громадой расходования бюджетных средств. Правда, в такой вариант мало верится. Естественно, что тот, кто будет писать закон, будет его перекраивать под себя, чтобы меньше отчитываться, а тем более — перед громадой. Словом, чувствовать себя князьком.
Екатерина МИРОНОВА, менеджер:
— Севастополю нужен мэр. Все населенные пункты Украины имеют такое право — выбирать голову. А наш — нет. Надеюсь, что такое положение исправит принятие закона о статусе Севастополя.
Евгения, продавец:
— Последние пять лет я то и дело слышу, что в Севастополе было бы гораздо меньше социально-экономических проблем, если бы был принят закон о статусе Севастополя. Это касается вопросов и продажи земли, и распределения бюджетных средств, и выборов мэра. Уже было сделано много попыток, чтобы принять закон, но все они безуспешны. Видимо, "наверху" не очень-то хотят давать Севастополю свободу и самостоятельность даже на вполне законных основаниях. Единственное, в чем я не сомневаюсь, так это в том, что Севастополь действительно особенный город, он должен иметь особенный статус и, соответственно, свой закон.
Борис, строитель:
— Надоели распри между госадминистрацией и горсоветом. Этот момент нужно отметить в законе о статусе Севастополя.
Михаил Александрович, ветеран:
— Нынешняя законодательная база Украины настолько аморфна, что пока не будут внесены изменения в законы Украины о местных госадминистрациях, о самоуправлении в Украине и другие законодательные акты, полноценного закона о Севастополе быть не может. Украина стала на путь формирования парламентско-президентской республики. Но из-за усиления политической борьбы за последние два-три года мы стали свидетелями отступления на этом пути. Наблюдаем ожесточенные попытки вернуться к президентской форме правления. Пока политическая элита в Украине не договорится, не определит пути развития государственности, бессмысленно будоражить общественность Севастополя новыми вариантами проекта закона о Севастополе. Ряд наших местечковых политиков использует эту тему как пиар-акцию, периодически ее реанимируя.