Воспитание гривной

Вот и вошел в силу закон о новых, повышенных штрафах за нарушение Правил дорожного движения. Повлияют ли нововведения на дорожную ситуацию, изменится ли к лучшему печальная статистика потерь на дорогах, покажет время. Хотя первые позитивные сдвиги уже налицо. Государство пытается воспитывать участников дорожного движения гривной. И это, очевидно, самый действенный метод дисциплинировать. Особенно сегодня, когда на пороге стоит финансовый кризис.

Нынче каждый автовладелец обязан иметь полис гражданско-правовой ответственности. Иначе за его отсутствие придется расплачиваться штрафом в сумме 425-850 гривен. Преимущества страхования можно проследить на конкретном примере.

Так, средняя стоимость полиса — 210 грн. При этом стоимость бака бензина составляет в среднем 300 грн. Средний убыток по ДТП — 6000 грн, соотношение средней стоимости полиса к размеру среднего убытка по ДТП составляет около 3,5 процента. Убедительно?

К сожалению, не все автовладельцы спешат получать полисы гражданской ответственности. Им кажется, что они экономят деньги. Но чем может обернуться такая экономия в случае (не дай бог!) ДТП? Что же это такое — полисы гражданской ответственности и от чего они помогут обезопаситься автовладельцу? Постараемся разъяснить самые насущные вопросы по этой проблеме.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРЕДУСМОТРЕННАЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ СТРАХОВАНИЕМ

Закон Украины "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств" направлен на обеспечение компенсации ущерба, причиненного жизни, здоровью и имуществу третьих лиц — людей, пострадавших вследствие эксплуатации наземных транспортных средств на территории Украины. Страхуется не автомобиль, а ответственность его владельца (водителя) за вред, который он может причинить другим участникам дорожного движения — третьим лицам — вследствие дорожно-транспортного присшествия. Водители или владельцы траспортных средств, ставшие причиной ДТП, возмещения ущерба не получают. В то же время их обязательства перед пострадавшим по возмещению ущерба принимает на себя страховая компания.

В большинстве стран мира этот вид страхования обязателен. И это обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, в случае ДТП практически всегда наступает гражданская ответственность водителя транспортного средства перед третьими лицами. Во-вторых, такие гражданско-правовые отношения касются всего общества, носят массовый характер, поскольку участником ДТП потенциально может стать любой человек.

В свою очередь, отсутствие достаточных средств у владельца (водителя) транспортного средства не обеспечивает своевременного и полного возмещения ущерба пострадавшему. В этом плане именно механизм обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев позволяет создать надежную систему социальной защиты как для третьих лиц — пострадавших вследствие дорожно-транспортного происшествия, так и для владельцев транспортных средств — виновников ДТП.

СКОЛЬКО СТОИТ ПОЛИС

Стоимость полиса состоит из базового страхового платежа, который умножается на корректирующие коэффициенты соответствующего типа полиса в зависимости от статуса лица (юридическое или физическое), типа транспортного средства (объем двигателя), места преимущественного использования автомобиля и т.д.

Таким образом, стоимость полиса зависит от коэффициентов. Чем больше стаж водителя, чем меньше объем двигателя и чем меньше количество населения на территории, где преимущественно используется транспортное средство, тем ниже стоимость страхового полиса. Закон предусматривает три типа полисов. По первому типу полисов страхуется ответственность неограниченного числа лиц, которые на законных основаниях эксплуатируют одно и то же транспортное средство, указанное в полисе.

По второму — страхуется ответственность одного лица, указанного в полисе и управляющего несколькими транспортными средствами определенных категорий.

По третьему типу полисов страхуются от одного до пяти указанных в полисе лиц при эксплуатации одного указанного в полисе транспортного средства. Страховой полис можно приобрести на срок от 15 суток до одного года. Специалисты советуют страховаться сразу на год, подчеркивая, что так выгоднее и спокойнее, и напоминают, что весной предстоит очередной техосмотр, тогда этот полис потребуют обязательно.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛЬГОТЫ

50% стоимости полиса оплачивают пенсионеры, инвалиды 2-й группы, лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской аварии 1-й и 2-й категории, участники войны (при условии личного владения и управления транспортным средством с объемом двигателя до 2500 куб. см).

Освобождены от обязательного страхования автогражданской ответственности участники боевых действий, инвалиды 1-й группы, инвалиды войны (при условии управления собственным транспортным средством), а также лица, которые управляют принадлежащим инвалиду 1-й группы транспортным средством и в присутствии инвалида.

Причиненный такими гражданами ущерб возмещает Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ).

ЧТО ТАКОЕ БОНУС-МАЛУС

Если автовладелец за прошлый период действия полиса (не менее 6 месяцев) не совершил ни одного ДТП, он имеет право на скидку при получении полиса на новый период (также не менее 6 месяцев). Если по вине автовладельца произошло хотя бы одно ДТП, то такому автовладельцу страховая компания имеет право увеличить стоимость полиса.

С КЕМ И КАК ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ДОГОВОРЫ НА СТРАХОВАНИЕ

Заключить договор на получение полиса можно с любой страховой компанией. Только обязательно следует поинтересоваться, является ли эта страховая компания членом Мотобюро Украины — единого объединения страховщиков, осуществляющих страхование гражданско-правовой ответственности собственнников наземных транспортных средств. Членство страховщиков в МТСБУ — обязательное условие ведения деятельности по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств. Основная задача МТСБУ — выполнение гарантийных функций по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам при эксплуатации наземных транспортных средств. На сегодняшний день свое членство в МТСБУ активизировали 88 страховых компаний, внеся определенные денежные взносы.

Именно Мотобюро управляет централизованными страховыми резервными фондами, которые создаются при бюро для обеспечения выполнения возложенных на него функций. Это фонд защиты пострадавших, фонд страховых гарантий (эти фонды наполняются лишь за счет страховых компаний — членов МТСБУ). Кстати, в 2008 году из фонда защиты пострадавших выплачено 16 млн 292 тыс. 760 грн.

Кроме того, страховая компания должна иметь лицензию Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины. То есть, другими словами, страховщик должен каждый свой шаг подтвердить платежеспособностью и финансовой надежностью.

ТЕМ, КТО ЕДЕТ ЗА ГРАНИЦУ

Автомобили, которые выезжают за пределы Украины, должны быть обеспечены сертификатами международного автострахования "Зеленая карта". В местах пересечения государственной границы Госпогран-служба Украины проверяет наличие "зеленых карт" у владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Украине. Эти полисы можно приобрести в офисах страховых компаний, которые имеют соответствующую лицензию.

ЕСЛИ ДТП ПРОИЗОШЛО

Конечно, лучше, если никаких чрезвычайных происшествий с вами в дороге не будет. Но если все-таки ДТП избежать не удалось, необходимо срочно сообщить о нем соответствующему подразделению Госавтоинспекции по месту происшествия. Нужно проинформировать друг друга о себе, своем месте проживания, а также обменяться сведениями о соответствующих страховых полисах (серия и номер полиса, название страховой компании и ее месторасположение).

Безотлагательно, в течение трех дней, следует сообщить о ДТП страховой компании, которая указана в разделе 1 полиса. Если участники ДТП по уважительным причинам не имели возможности выполнить все названные действия, они должны подтвердить это документально.

Необходимо сохранять транспортное средство или поврежденное имущество в том состоянии, в котором оно находилось после ДТП, до тех пор, пока их не обследует назначенный страховщиком аварийный комиссар или эксперт. Придерживайтесь рекомендаций страховой компании. Требуйте от страховщика письменного перечня документов, необходимых для возмещения ущерба. Если страховщику нужны дополнительные документы, также требуйте их перечень в письменой форме.

Подавайте документы в страховую компанию с сопроводительным письмом. В нем укажите ваши имя, адрес и контакты, дату подачи, перечень документов и общее количество листов всех документов. Оставьте себе копию сопроводительного письма, на котором страховая компания должна поставить входящий номер и дату приема документов.

Если вы отправляете документы по почте, отправьте их заказным письмом. Спросите и запишите номер вашего дела в страховой компании и имя ответственного лица.

__________

Если страховщик затягивает решение вопроса, длительное время не реагирует, подавайте жалобу в Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг Украины по адресу: 01001 Киев, ул. Гринченко, 3, телефон: (044) 234-39-46.

Если вы недовольны решением страховой компании, подавайте жалобу в Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (02002 Киев-2, а/я 272).

Другие статьи этого номера