Почти как в Каннах? А почему бы и нет!

Если вы предполагаете, что наш Севастопольский международный фестиваль функционирует лишь пять календарных дней в июле, то ошибаетесь. Фестиваль живет круглогодично, постоянно, потому что на протяжении всего года требуется планировать его программу, проводить переговоры по отбору и формированию фестивальной афиши, находить и уговаривать именитых деятелей кино на приезд и участие в фестивале и еще многое-многое другое.
С каждым годом Крым и окрестности Севастополя привлекают все большее число мастеров экрана. Мы встречаемся с режиссерами-постановщиками, актерами на съемочных площадках, рассказываем об этом нашим читателям и ведем разговор о новых фестивальных проектах. Вся организационная и подготовительная работа лежит на плечах исполнительного директора Севастопольского международного кинофестиваля Ирины КОНСТАНТИНОВОЙ. Наша очередная встреча с ней состоялась накануне ее отъезда в Белоруссию на фестиваль «Листопад».
— Ирина Николаевна, вы недавно вернулись с кинофестиваля, который проходил в Киеве, теперь вот — Минск. Не замыкаетесь в собственных севастопольских проблемах? Набираетесь международного опыта?

— Сначала такая инициатива родилась у нас — мы решили приглашать в Севастополь устроителей и организаторов других фестивалей, которые проходят в Украине. В результате получается, что не только мы набираемся у них опыта, но и они у нас. Так, по нашему приглашению в Севастополь приезжали устроители фестиваля "Молодость", одного из старейших в нашей стране. В этом году он проходил уже в 38-й раз. Киевляне сделали ответный ход: пригласили нас и в прошлом году, и в нынешнем. Или другой фестиваль, на который мы также получили приглашение, — "Золотой бриг" под эгидой Богдана Ступки. Этот фестиваль начинается в Киеве, затем очень красиво путешествует на теплоходе по Днепру, выходит в Черное море и завершается в Одессе.

— По такому же маршруту раз в два года направляется фестиваль анимационных фильмов "Крок". Мы не раз рассказывали севастопольцам об этом кинопразднике.

— С "Кроком" мы еще не вышли на контакты, хотя он на полную мощность проводит свои мероприятия в Севастополе и нашел здесь своих поклонников и зрителей. Главное в том, чтобы передавать друг другу опыт, набираться новых идей. Ну а у старейшего украинского фестиваля "Молодость" можно многому поучиться. Международный благотворительный фонд "Украина 3000", председателем наблюдательного совета которого является Екатерина Ющенко, презентовал "Украинскую кинофундацию". Ее возглавляет Андрей Халпахчи, он же на протяжении 20 лет является руководителем фестиваля "Молодость". Эта негосударственная организация помогает нашим режиссерам, продюсерам в подготовке и съемках, в выдвижении фильмов за границу. Сейчас многие отечественные картины участвуют в престижных международных фестивалях — Каннском, Берлинском, Московском. Проходят Дни украинского кино в Париже, Польше. У режиссеров и продюсеров есть достаточный опыт, и они им охотно делятся.

— Что произвело на вас особое впечатление?

— Увидеть всю программу практически невозможно. Показы проводились с 10 утра до 4.00 ночи, причем не на одной площадке, а в кинотеатрах "Киев", "Жовтень", "Кинопанорама". По традиции открывал фестиваль в Национальном дворце искусств "Украина" Президент страны В.А. Ющенко, а закрывала его — первая леди. В основную программу кинофестиваля было включено 60 фильмов по различным номинациям: художественные, короткометражные ленты, студенческие работы, дебюты. Особое место занимала такая номинация, как "Солнечный зайчик". Всего же за восемь фестивальных дней зрителям было показано 300 фильмов, представленных Украиной, Россией, Южной Кореей, Китаем, Германией, Великобританией, Польшей, Бразилией, Швейцарией, Аргентиной, Францией. Жюри в этом году было очень представительным и значимым. Его председателем был Арманд Ассанте, который играл Одиссея в одноименном фильме А. Кончаловского. В составе жюри — великолепная российская актриса Алла Демидова, доступная при всей своей недоступности. В рамках фестиваля отмечалось 80-летие замечательной французской актрисы Жанны Моро и была показана ретроспектива фильмов с ее участием. Что же касается фестивальных картин, то самым ярким впечатлением для меня стал фильм Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат". Он уже демонстрировался на некоторых фестивалях, здесь был показан вне конкурса. Это рассказ о том, как запускают космонавтов, — глазами врача, который все преломляет через свои переживания. Думаю, это знаковый фильм. У нас эту ленту еще никто не видел, и трудно сказать, когда она появится в прокате, но мы хотели бы пригласить ее в Севастополь. Важно и то, что Герман-младший давал на фестивале мастер-класс.

— Вам удалось присутствовать и на мастер-классах?

— Вообще мастер-классы, которые стали особенностью фестиваля "Молодость", заслуживают особого разговора. Представляете, что значит для молодых кинематографистов встреча с такими мастерами, как Герман, Алла Демидова… Приходят актеры, причем не только молодые, приходят критики, журналисты. Была интересная встреча с Кристианом Вадимом, сыном широко известного режиссера Роже Вадима и великолепной актрисы Катрин Денев. Знаменательно, что приз за вклад в мировое искусство "Скифский олень" был вручен Роману Балаяну.

— Читала, что его фильм "Райские птицы", которым открывался фестиваль, вызвал неоднозначные отклики.

— Да и оценки были невысокими. Все признали, что этот фильм Романа Балаяна, снятый по мотивам произведений российского писателя-эмигранта Д. Савицкого, далек от "Полетов во сне и наяву". К тому же критика не приняла дубляжа на украинский язык. Можно ли представить Янковского, говорящего не своим голосом? Вообще же дубляж — это проблема наших дней, но раз фестиваль международный, надо бы уважать права авторов на первоисточник. По этому поводу журналистка "Бульвара Гордона" Юлия Пятецкая написала: "Пусть это останется на совести тех, кто пытается нас заставить понимать и уважать лишь один язык, все равно не получится, сколько государственных денег ни вложи".

— Какие же фильмы стали призерами фестиваля?

— Гран-при фестиваля решено было разделить между двумя картинами: иранской "Будда рассыпался от стыда" и российской "Шультес". По достоинству в различных номинациях были отмечены работы молодых кинематографистов.

— Ирина Николаевна, понятно, что у вас на фестивале "Молодость" был особый взгляд: что бы перенять, что бы воплотить у нас в Севастополе?

— Совершенно верно. Это моя основная задача. Опыт надо перенимать и думать, как это делать. Вот я присутствовала на мастер-классах и проецировала их на севастопольскую почву. Да, мы проводим пресс-конференции с участием создателей фильмов. У Романа Мархолиа, режиссера нашего фестиваля, уже есть идея проводить их шире — устраивать творческие встречи в Балаклаве для студентов, занимающихся режиссурой. Сделаем обязательно. Встречалась я с украинскими продюсерами и кинематографистами, такими как один из самых раскрученных украинских продюсеров Олег Кохан, который делает фильмы с Кирой Муратовой и Романом Балаяном. Он дал слово, что приедет к нам на фестиваль. Встречалась я с продюсером Еленой Фетисовой, прошедшим летом она привозила в Севастополь "Прикольную сказку", которую поставил Роман Ширман. А в Киеве Елена показывала документальный фильм "Чрезвычайный Черномырдин", фактическая его презентация состоялась летом у нас в Севастополе. Показ ленты на нашем фестивале предварял председатель оргкомитета фестиваля В.П. Казарин. Очень хочу пригласить в Севастополь украинского режиссера Александра Шапиро. У него неоднозначные картины, но он, бесспорно, режиссер мирового уровня. Хотя все признают — он недосягаем.

— В Киеве показывали фильм "Иллюзия страха", который тоже уже демонстрировался на фестивале в Севастополе. Какова его судьба?

— Молодому крепкому режиссеру-постановщику Александру Кириенко на нашем фестивале был вручен приз "За вклад в украинский кинематограф", хотя, как посчитало народное жюри, этот фильм шел на основную награду. Но мнения разошлись. А вот сейчас "Иллюзия страха" (режиссер А. Кириенко, сценарист А. Турчинов) номинируется на "Оскар" как лучший зарубежный фильм.

— Значит, наше народное жюри было право в своих оценках. А какие еще изюминки могут ожидать севастопольцев на пятом фестивале?

— Этим летом мы устраивали на "Ракушке" ретроспективу фильмов с участием Ады Роговцевой. Сейчас есть идея пригласить Ларису Кадочникову с презентацией ее новой книги и ретроспективой ее фильмов. Мы встречались в Киеве, она сказала, что обязательно приедет, потому что помнит и любит Севастополь с его морем, кораблями, военными оркестрами. Кстати, в 2009 году исполнится 45 лет фильму С. Параджанова "Тени забытых предков", а самому мастеру исполнилось бы 85 лет. Мы это отметим.

— И в целом каково ваше мнение о фестивале "Молодость"?

— Что говорить, он высокопрофессиональный. На нем учишься. Приезжает масса интересных людей, все живут на корабле "Принцесса Днепра", который ошвартован у речного вокзала, идет неформальное общение с утра до ночи. Я познакомилась с кинематографистами из разных стран, и меня поразило то, что многие стали говорить по-русски. И многое о нас знают. Когда я рассказывала одному режиссеру из Швейцарии о Балаклаве, о листригонах, о том, как мы проводили с Романом Мархолиа "Балаклавскую одиссею", он сказал: "Я приеду к вам на фестиваль с короткометражным фильмом. За свой счет. Обязательно". По-английски я бы ничего этого не сумела рассказать, а так меня поняли и заинтересовались.

— А что ожидается на кинофестивале в Белоруссии?

— Кинофестиваль "Листопад" проходит в Минске в 15-й раз. Меня пригласили в жюри детского кино "Листопадик". Рада этому, детское кино очень позитивно. Думаю, что на следующий год у нас будут тесные связи и с белорусскими кинематографистами.

— Значит, процесс творческого обмена пошел, и можно надеяться, что следующий фестиваль в Севастополе будет шире, надежнее, ярче предыдущих. И что о нем заговорят… Пускай еще не так, как о Каннском, но все же достаточно заинтересованно. Успехов вам!

Другие статьи этого номера