По состоянию на 1 января 1991 года в Украине проживало 51944,4 тыс. человек. В этот же год в Украине зарегистрировано 405516 преступлений, в том числе 2902 умышленных убийства. Коэффициент преступности на 10 тыс. населения составляет 78. Через 12 лет, то есть по состоянию на 1 января 2003 года, население Украины сократилось до 48003,5 тыс. человек, но количество зарегистрированных преступлений увеличилось до 556351, или на 37,2%, в том числе умышленных убийств — до 4041, или на 39,2%. Коэффициент преступности составляет 115,9. И это не обращая внимания на то, что в 2001 году был принят новый Уголовный кодекс, который декриминализировал большую часть тех деяний, которые считались преступлениями в 1991 году.Увеличение преступности наблюдается на фоне уменьшения населения, и в Украине появляется угроза криминализации населения. Неизмеримо возрастают организованная и коррупционная преступность, наркомания, алкоголизм, торговля оружием и другие уголовные проявления. Проблема борьбы с преступностью полностью возложена на правоохранительные органы.
Важное значение в борьбе с преступностью отведено таким государственным органам, как дознание и досудебное следствие, которые выполняют свои функции под надзором прокуратуры. Деятельность этих органов протекает за пределами судебных органов, носит предварительный, досудебный характер, в то же время имеет особенное значение в осуществлении судопроизводства.
Эффективная работы следственных органов, особенно по раскрытию преступлений, не может совершаться без активной помощи со стороны органов, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. Оперативно-розыскная деятельность занимает одно из ведущих мест в уголовно-правовой политике государства. С помощью данных органов раскрывается до 85% преступлений, совершенных на территории Украины. Такой высокий уровень раскрытия преступлений, который значительно выше, нежели в некоторых странах Европы, обусловлен активным взаимодействием органов дознания и досудебного следствия.
В свою очередь органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов при проведении дознания и досудебного следствия. Такая необходимость обусловлена тем, что органы дознания и досудебного следствия, расследуя и раскрывая преступления, вынуждены ограничивать конституционные права и свободы граждан в уголовном процессе, применять методы процессуального воздействия. Такие обстоятельства существенно влияют на интересы и права граждан, которые принимают участие в уголовном судопроизводстве. Не обращая внимания на то, что законодательством, особенно Уголовно-процессуальным кодексом Украины, четко и детально регламентируется деятельность органов дознания и досудебного следствия при проведении следственных действий, в практической деятельности имеют место нарушения прав и свобод граждан. Эти и другие обстоятельства требуют от органов прокуратуры активно осуществлять надзорную деятельность, четко и в полной мере выполнять задания по выявлению, устранению и предотвращению нарушений законов при проведении дознания и досудебного следствия.
Что касается непосредственно прокуратуры Балаклавского района Севастополя, то по итогам 9 месяцев 2008 года можно сказать, что прокуратурой района рассмотрено 569 обращений, из них 107 — на незаконные действия органов дознания и досудебного следствия. Нарушенные права и свободы граждан органами прокуратуры района восстановлены.