Разговорчики в строю!

У Севастополя появилось «Положение об общественных слушаниях». Пока — в проекте.
Провожая в историю очередной год, оглядываясь на прошлое и заглядывая в щелку будущего, можем констатировать: севастопольцы как были, так и остались самыми бесправными гражданами страны в плане самоуправления.И речь даже не о выборном мэре города. С его отсутствием уже как-то смирились. Со временем пришли к выводу, что сильная рука государства вряд ли отпустит в свободное плавание город с базами двух флотов. Понимаем… Но в юбилейный, 225-й от рождения год Севастополь сотрясался от глобальных проектов. Многомиллионные по стоимости реконструкции площадей и магистралей, отведение огромных площадей под рекреационные комплексы для "випов"; теперь и вовсе заговорили о создании из города свободной экономической зоны. И все это, может быть, даже очень хорошо, только мнения горожан при этом никто не спрашивал. Кушайте молча! А между тем, пока севастопольцы тоскливо наблюдают за перепалкой властей, например в вопросе "повышения-неповышения" коммунальных тарифов, жители столицы не просто возмущаются по поводу возможного повышения стоимости квартплаты, а собираются провести общественные слушания по квартплате в каждом доме!

Как сообщает "Комсомольская правда в Украине", киевляне на полном серьезе собираются провести 9 тысяч общественных слушаний, чтобы за несколько месяцев получить результат. И хотя у этой идеи полно скептиков, Киев таким образом движется в сторону общеевропейских ценностей. Говорят, в Западной Европе власти при принятии решений снисходят до мнения простых граждан и активно обсуждают с ними перспективы развития городов. Например, рассказывают, что если мэр какого-нибудь средиземноморского города видит вверенную ему территорию как общеевропейский курортный центр, то он выносит на общественное обсуждение целый план реформ, который предусматривает строительство пляжей, отселение граждан и возведение отелей, ресторанов, паркингов, аттракционов. А общественность уже либо соглашается, либо отвергает идеи мэра. Но это — не наши методы!

В Севастополе инвестор, каким бы крупным он ни был, сначала договаривается с властями, сулит преференции, получает землю и обещания, что все будет улажено. В итоге под бульдозеры инвестора бросается общественность. Кому от этого хорошо? Людям на земле лежать холодно, у инвестора "заморожены" капиталы, у властей — мигрень. И вот уже тогда на этом голом месте возникает проблема общественных слушаний.

"В этом году в Севастополе было проведено несколько так называемых общественных слушаний, — рассказывает депутат городского совета Дмитрий Белик. — Информацию о слушаниях пытались умалчивать заинтересованные в положительном вердикте бизнесмены или вообще привозили иногородних граждан. Спорными были и слушания по такому социально значимому проекту, как застройка гостиничными комплексами памятника "Солдат и Матрос". Если районные ветеранские организации выступали категорически против строительства коммерческой структурой апартаментов, то городская — вроде бы говорила "да". Таким образом в городе просто сталкивались уважаемые люди. Истина могла быть установлена только на реальных общегородских общественных слушаниях, опыта проведения которых у Севастополя нет, как нет и документальной базы для их организации".

Вообще, как гласит закон Украины "О местном самоуправлении", любая территориальная община имеет право проводить общественные слушания. Но порядок организации общественных слушаний законом прописан частично, его детализация возложена на органы местного самоуправления и определяется уставом территориальной общины. У Севастополя нет ни "Порядка", ни "Устава". Устранить этот досадный пробел взялся Дмитрий Белик, выступив автором "Положения об общественных слушаниях в городе Севастополе". Проект соответствующего решения сессии депутат зарегистрировал в городском совете в конце декабря 2008 года, и документ уже получил положительное заключение юридической службы.

Авторский проект "расписывает" процедуру слушаний от "а" до "я". "Общими положениями" документа определено, что предметом обсуждения на общественных слушаниях могут быть любые вопросы, касающиеся осуществления местного самоуправления и затрагивающие интересы граждан, юридических лиц на территории Севастополя. Обязательными слушания становятся в случаях, когда принятие того или иного решения затрагивает интересы большинства населения города, как ныне живущего, так и будущих поколений. Например, проектов зонального деления территории города по видам разрешенного использования земли, при принятии решения о коммунальном займе на осуществление крупных строительных или социальных проектов, вопросы о территориальных преобразованиях или вопросы ликвидации коммунальных дошкольных и общеобразовательных учреждений.

Устроителем общественных слушаний выступает городской совет. А правом на участие в них обладают севастопольцы и представители городских общественных организаций. Инициаторами могут стать: не менее 50 жителей города (инициативная группа); не менее трех организаций или одна организация с количеством членов не менее 100 человек; органы местного самоуправления путем принятия соответствующего решения; постоянные комиссии горсовета или группа депутатов не менее пяти человек.

Детальная процедура назначения слушаний предусматривает в том числе конкретные списки инициаторов и положительное решение сессии. В случае депутатского отказа проведения слушаний по теме инициативная группа может собрать 500 подписей, и тогда слушания по указанной теме назначаются в обязательном порядке. Всю организацию мероприятия, включая материально-техническое обеспечение оргкомитета, на себя берет горсовет. Гласность гарантируется заблаговременным тиражированием темы слушаний в средствах массовой информации с указанием места и времени собрания. Общественность вместе с экспертами дает рекомендации и предложения к проекту итогового документа слушаний. Расписано, кто становится участниками общественных слушаний, кто получает право на выступления, а кто — задавать вопросы. Итоговый документ формируется путем внесения в него всех письменных рекомендаций (предложений) участников общественных слушаний по вопросам, вынесенным на обсуждение. И уже затем, согласно рекомендациям общественности, горсовет по каждому вопросу принимает решение.

В случае принятия "Положения…" городским советом, считает Дмитрий Белик, "севастопольцы сами будут решать, брать ли им кредит Мирового банка на реконструкцию теплоснабжения или чем застраивать центральные площади или исторические места города". "Принимая социально значимые решения, городской совет должен быть четко уверен, что они согласуются с интересами большинства горожан. Помочь в этом могут только общественные слушания. Кроме того, их проведение исключит из существующей практики ситуации, когда некоторые депутаты или чиновники лоббируют те или вопросы, прикрываясь мнением общественности", — говорит депутат.

Даже наши ближайшие соседи, ялтинцы, уже давно взяли инициативу решения спорных вопросов на себя. Документ, регулирующий механизм выражения мнения общественности, а именно "Положение об общественных слушаниях", был утвержден сессией городского совета 6 июня 2005 года, сообщают "Новости Крыма". С тех пор именно объекты нового строительства, а не вступление Украины в ВТО или придание русскому языку статуса второго государственного, вызывают у ялтинцев самый большой интерес и становятся темой обсуждения на слушаниях.

Минус, признаваемый организаторами слушаний, заключается в том, что из общей массы присутствующих на слушаниях молодые люди составляют не более 10 процентов, в то время как инвестиционные проекты, выносящиеся на суд общественности, касаются прежде всего молодого поколения. Хотя бы потому, что создание новых рабочих мест их должно интересовать больше, чем временные неудобства строительства. Этот опыт, скорее всего, будет учтен в Севастополе желающими выйти на прямой контакт с общественностью инвесторами, если, конечно, местное "Положение…" будет принято.

Вторая загвоздка ялтинских слушаний, так же, как и будущих севастопольских, это — их всего лишь рекомендательный характер. Трудно представить себе, чтобы сытые бюргеры порекомендовали своему бургомистру не строить гостиницу на месте многолетних платанов, а он взял бы и построил. У нас возможно все. Обязательным мнение громады может быть лишь в городах, имеющих "Устав" с прописанной в нем нормой. У ялтинцев такого нет. У севастопольцев — см. выше.

С учетом того, с каким пониманием жители города относятся к сильной государственной руке и отсутствию городского головы, этот недочет можно было бы и исправить. Путем все того же авторского "Положения…". "На общественные слушания в обязательном порядке выносится устав города", — говорится в уже блуждающем по кабинетам Севастопольского горсовета проекте документа. И вопрос "Об утверждении устава Севастополя", считает Дмитрий Белик, должен быть первым среди выносимых на суд общественности. "Положение об общественных слушаниях городу нужно было разработать еще два-три года назад, когда реально обострились противоречия между бизнес-структурами и жителями, — говорит депутат. — А проблема взаимоотношений между ветвями власти, властью и общественностью в Севастополе существует уже с десяток лет. В условиях отсутствия закона о статусе города "Устав" нам экстренно необходим".

Несколько прошедших лет в Севастополе "Устав", как внутреннюю городскую конституцию, пытались подменить "малой конституцией" — соглашением между городским советом и городской государственной администрацией, в котором прописывалось разграничение полномочий обитателей властных зданий с четной и нечетной стороны улицы Ленина. Обе стороны пытались как-то следовать написанному и конфликтовали "по чуть-чуть". В уходящем году СГГА судебным решением фактически разорвала соглашение. Далее — правовая пустота, звенящая от взаимных, часто выходящих за рамки приличия, "потусторонних" обвинений. Севастопольцам в ситуации 2008 года была отведена роль безмолвных слушателей эпохи рабовладения. Потому что уже в средневековье европейские города жили по обязательным для исполнения всеми гражданами уставам.

Другие статьи этого номера