«Басков показал нам, что нельзя ограничиваться только оперой: если голос красивый, почему бы не попробовать себя в джазе, попсе, на эстраде?»

С преподавателем вокала Надеждой Щеткиной (сценический псевдоним — Иванова) нас познакомил общий друг. Рассматривая фотоальбом, он случайно увидел снимок, на котором Надя стоит под ручку с Николаем Басковым. Оказалось, что молодые люди вместе учились. Надежда согласилась рассказать о том, каким Басков был в студенчестве и чем вообще притягательна профессия певца.

Из интервью Н. Баскова: "Мне кажется, что петь — это моя судьба. Некоторые опускают руки, не верят в себя… Но тогда ничего не добиться!"

"…СЕГОДНЯ МНОГИЕ ХОТЯТ БЫТЬ ЗВЕЗДАМИ"

— Надежда, начнем с темы "человек и профессия". Не секрет, что для многих пение — это в лучшем случае хобби, в большинстве своем люди стремятся получить более "серьезную" специальность. Почему вы решили стать профессиональной певицей?

— Это все благодаря моей семье, и прежде всего маме. Она — пианистка, окончила Астраханскую консерваторию, дядя — скрипач, окончил Гнесинскую школу в Москве. В Севастополе я училась в первой музыкальной школе по классу фортепиано, а потом решила заняться вокалом, так как уже лет с десяти очень хотела петь. С севастопольского хора "Алые маки" пошло развитие голоса, и после 9-го класса общеобразовательной школы я поступила в среднее специальное музыкальное училище в Симферополе. Там экстерном прошла три курса, после чего с красным дипломом поехала поступать в Гнесинскую музыкальную академию.

— На что рассчитывали, поступая туда?

— Прежде всего я хотела получить образование в России, чтобы у хороших, профессиональных мастеров научиться вокальному искусству. Я получила музыкальное образование и теперь могу передавать свой опыт, обучая детей вокалу, вести личную концертную деятельность. Сначала работала в филармонии в Москве, потом была солисткой в Свердловском театре оперы и балета и параллельно преподавала вокальное искусство в музыкальном центре. Мне всегда нравилось преподавать, так как все, что умею сама, могу передать детям. Поэтому, когда два года назад я вернулась в Севастополь, о том, куда пойти работать, долго не думала: начала преподавать вокал в 7-й музыкальной школе и 57-й общеобразовательной школе — единственной в Украине с хоровым уклоном.

— В чем притягательность вокального мастерства?

— Вокальное искусство — это высокая культура, зародившаяся еще в Италии. Занятия вокалом благотворно влияют на здоровье легких. К тому же сейчас наблюдается определенный ажиотаж — на пике популярности караоке, конкурсы, где все поют. И, приходя на занятия, дети не скрывают того, что хотят быть звездами. Надо только их "лепить", тем более что необходимый "материал" имеется.

"ЗВЕЗДНОСТИ КАК ТАКОВОЙ В БАСКОВЕ-СТУДЕНТЕ НЕ БЫЛО, НО ОН ЛЮБИЛ ОСТАВЛЯТЬ ЗА СОБОЙ ШЛЕЙФ…"

Надежда уехала покорять Москву, когда ей исполнилось 17 лет. Российская академия музыки имени Гнесиных привлекала одаренных ребят со всей территории бывшего Советского Союза. В Гнесинской академии и произошла встреча с популярным ныне певцом Николаем Басковым.

— Сегодня Николай Басков известен не только в ближнем, но и в дальнем зарубежье. А каким был тогда "натуральный блондин, на всю страну такой один", как он поет о себе в песне?

— Обычным. С Колей Басковым мы познакомились, когда нам было лет по 20, на первом совместном студенческом спектакле. В постановке "Евгений Онегин" у меня была роль Лариной, у него — Ленского. До того, как стать популярным, Николаю оставалось лет пять. А уверенность в себе он приобрел, я думаю, благодаря своим родителям. Отец Николая, насколько я знаю, был знаком с политиком Селезневым. Родители изначально уделяли большое внимание будущему своего единственного сына, и уже в институте Коля ощущал себя звездой. Хотя часто режиссер был недоволен его пением и не стеснялся в выражениях, но это всегда так у студентов. Николай изначально был артистичен, всегда умел подать себя. К нему на спектакли ходили поклонницы-пенсионерки из "Клуба любителей Баскова", дарили цветы. Он всегда работал на публику, создавал вокруг себя толпу. И впечатление от общения с ним оставалось всегда только хорошее. Мы его называли "Коля-бу-бу", так как обычно Николай приходил на репетиции в приподнятом настроении, рассказывал анекдоты. В общем, был открытым, веселым человеком. Может, именно поэтому Коле и улыбнулась фортуна.

Из интервью с Н. Басковым и его матерью: "Когда маленькому Коле надо было привлечь к себе внимание, он всегда начинал петь… Отец хотел сделать из него спортсмена, настоящего мужчину, брал его с собой на полигон… Я же всегда хотела, чтобы у сына была серьезная мужская профессия. Но когда стало ясно, что математиком он не будет, решила дать ему возможность самовыразиться в том, что ему близко. И уже в 17 лет сын заявил: "В хоре я петь не буду, согласен быть только солистом!"

Н. Басков: — Я обожаю своих родителей и горжусь ими! Папа у меня военный, сдержанный, а мама — эмоциональная… Из семьи я ушел в 24 года, после того как женился… Но соловей не может жить в клетке, а семья моей бывшей жены хотела держать меня в кабале… Первые четыре года мы с женой вообще не расставались, но она — бизнес-леди, а я считаю, что женщина должна растворяться в муже… Когда мы расстались, на нервной почве я потерял голос — целый месяц не мог петь. Из депрессии меня вывела Монтсеррат Кабалье…

Корр.: — А еще раз сможете влюбиться?

Н. Басков: — Я и сейчас влюблен, но не скажу, в кого. Творческому человеку необходимы всплески эмоций.

Корр.: — Вы готовы жениться?

Н. Басков: — А зачем в наше время жениться? Мне кажется, что штамп в паспорте сейчас ни о чем не говорит… В быту я легче, чем "Мак-Дональдс": сам себе собираю чемодан, готовлю завтрак… Что мне нужно от женщины? Чтобы она любила меня и любила моих детей…"

— Когда вы общались на репетициях, было ощущение, что Басков добьется успеха, станет звездой?

— Да, пожалуй, такое ощущение было. Как таковой звездности в Коле тогда не было, но когда он приходил на репетиции, то любил оставлять после себя шлейф.

— В телевизионном интервью родители Баскова рассказывали, что их не раз вызывали в школу преподаватели из-за поведения Николая. Он часто хулиганил?

— Коля — весельчак, балагур, старался всем поднять настроение. С ним было весело. Бывало, прогуливал занятия, но потом приходил с коробками конфет для преподавателей и таким образом замаливал свои грехи. В институте со студентами он "зависал" редко, у него постоянно были какие-то дела. Он из Балашихи, насколько я знаю, и путь в Гнесинку занимал у него достаточное количество времени.

Из интервью с Н. Басковым: "Корр.: — За глаза говорят, что вы невероятно щедрый человек.

Н. Басков: — Если речь идет об официантах, то да. Я сам месяц проработал официантом в кафе, когда семье было трудно, поэтому знаю, что такое чаевые. Впрочем, а когда было легко? Никогда!

Корр.: — У вас отличное чувство юмора. Говорят, оно вас всегда спасало.

Н. Басков: — Да. Я считаю, что ко всему надо подходить с юмором, даже к сексу: не получилось — похохотали, и баиньки!"

— Говорят, у Баскова — отличное чувство юмора, это так?

— Да, юмор у него искрометный, у Николая это всегда хорошо получалось: шутки, прибаутки… Но от профессора Юрия Аркадьевича Сперанского ему все равно доставалось. Бывало, Коля поет, старается, голос все выше и выше, а профессор его "подкалывает", критикуя его манеру пения.

Из интервью с Н. Басковым: "…У меня есть одна большая проблема: я безотказный человек. Бывает, приезжаю с гастролей уставший, а мне звонят знакомые и приглашают: "Приезжай на день рождения (вечер и т.д.)" И я говорю им "да", хотя мысленно отвечаю "нет". Я стараюсь доставить людям удовольствие…"

— У вас бывают встречи выпускников?

— Гнесинскую академию я посещаю до сих пор, но, к сожалению, на встречу не попадала. Мы общаемся между собой, но вместе не собирались. Впрочем, если все найдут время для встречи, я только "за".

Из интервью с Н. Басковым: "Корр.: — Оперный вокал — особый дар. Вас часто упрекают в том, что вы "размениваетесь" на эстраду?

Н. Басков: — …Кабалье мне сказала: "Делай так, как хочется!"

— А что бы вы тогда сказали Николаю Баскову?

— Я бы порадовалась за него и сказала, что он молодец. Мне интересно его творчество, Николай растет в профессиональном плане. Совместить оперное искусство с попсой, эстрадой довольно сложно. Но он пошел по этому пути, и у него это очень хорошо получилось. Басков показал всем нам, что нужно идти в ногу с современностью, и это правильно. А почему бы и нет? Почему, если голос классический, красивый, нужно ограничиваться только оперой? И почему бы не попробовать себя в джазе, попсе, на эстраде? Я сама, например, недавно на сцене Матросского клуба впервые попробовала под минусовки эстрады петь песни из репертуара Пугачевой, романсы. Планирую выступить в приуроченной к Дню святого Валентина программе "И снова о любви", которая состоится в музыкальной гостиной Дома офицеров флота. Будут и эстрадные песни, и классика, и оперетта. Приходите!

— Спасибо за приглашение. Удачи вам!

Другие статьи этого номера