На ниве Кирилла и Мефодия

Севастопольских любителей музыки ожидает нынешним летом приятное новшество: впервые в городе пройдет международный студенческий фестиваль «Таврическая ассамблея славянского студенчества «Славянская мозаика». Такое решение принял городской совет, оценив инициативу и опыт, который уже наработан в студенческой среде — Севастопольском национальном техническом университете и Черноморском филиале МГУ им. М.В. Ломоносова. Праздник этот знаковый, он ставит своей целью привлечение международного сообщества к Севастополю как городу с богатой историей, прекрасными духовными и культурными традициями.

Об этом нам рассказал А.М. Костенников — доцент кафедры украиноведения, педагогики и культурологии СевНТУ, доцент Черноморского филиала МГУ, лауреат премии Автономной Республики Крым. Анатолий Михайлович — человек в Севастополе известный, уважаемый. На протяжении многих лет он не раз выступал инициатором создания и проведения различных мероприятий на ниве музыкального культурного образования и просветительства.

"Клуб филофонистов", который был создан 35 лет назад с целью знакомства молодежи с лучшими образцами классической и современной молодежной музыки, — его детище. Концерты духовной музыки во Владимирском соборе — усыпальнице русских адмиралов в русле реставрации уникального храма — его идея. Программа "Новые имена" как выявление молодых одаренных музыкантов — его инициатива. Ну а организация в числе первых в Советском Союзе праздников славянской письменности и культуры памяти Кирилла и Мефодия в Херсонесе, фестивали фольклорной и духовной музыки — это еще одна важная страница подвижнической деятельности Анатолия Михайловича Костенникова.

Все это вместе взятое стало основой целенаправленного просветительства, которое вылилось в создание его передач "Маленькие шедевры большой музыки". Они выходили в эфире севастопольского радио на протяжении десяти лет. 700 передач! 700 сюжетов! 700 музыкальных композиций! А вслед за этим — телевизионный творческий проект "Шедевры мирового музыкального театра", в котором Костенников выступал в качестве автора и ведущего. Можно только представить, какую огромную трудоемкую работу вел он (причем совершенно бескорыстно!) все эти годы.

Когда в 1991 году Анатолий Михайлович Костенников перешел на преподавательскую работу в Севастопольский национальный технический университет, он стал развивать в студенческой аудитории лучшие традиции национальной культуры и нашего города. Он видел, как влияние зарубежной массовой культуры деформирует духовно-нравственный и культурный облик юношей и девушек, всё дальше отдаляет их от наших национальных богатств. Он убедился в необходимости привлекать молодежь к целенаправленному поиску и разработке тех культурных страниц в истории Севастополя, которые прежде для них были закрыты. И в первую очередь — к участию в ежегодных научных конференциях славянской письменности и культуры, посвященных памяти Кирилла и Мефодия.

С его подачи в студенческих аудиториях СевНТУ стали проходить так называемые славянские концерты, в которых принимали участие лучшие профессиональные и самодеятельные коллективы города — Ансамбль песни и пляски КЧФ, ансамбль народной музыки "Русь" под управлением Петра Савченкова, оpкестp под управлением Владимира Кима, cевастопольские композитоpы Б. Миpонов, В. Сильвестpов, известные вокалисты и инстpументалисты. Свое естественное место в этих просветительных акциях занял литературно-театральный жанр в виде моно- и радиоспектаклей Бориса Черкасова и Светланы Евдокимовой по произведениям А.С. Пушкина, Сергея Есенина в сопровождении классической музыки.

— Было очень важно поднять культуру нашей русской, славянской речи, — уверен А.М. Костенников. — Мы ничего не навязывали, мы несли научно-познавательное, развлекательное начало и в то же время воспитывали личностно-эстетические качества. В результате возникала обратная связь от сценического слова к бытовому языку, студенты начинали анализировать собственную речь.

Свою ностальгию по славянскому искусству и культуре А.М. Костенников привнес и в работу в Черноморском филиале МГУ, куда он пришел, уже имея солидный преподавательский опыт. Лекции, вечера, дискуссии, обсуждения, споры… А затем родилась новая идея в русле традиций Московского университета: — студенческие ассамблеи. К участию в них пригласили учащуюся молодежь города. Великолепно выступил на открытии ассамблеи молодежный эстрадно-симфонический оркестр под руководством Бориса Миронова, а также фольклорные молодежные коллективы.

— Продолжая традиции Московского университета, мы стараемся использовать для общения со студенческой аудиторией молодежный потенциал города, — рассказывает Анатолий Михайлович. — Ведь одно дело, когда на сцене пожилые, маститые исполнители, и совсем другое — когда твои ровесники, причем они говорят не языком рок-музыки, а языком Вагнера, Баха, Генделя.

Молодая горячая аудитория с удовольствием воспринимает все начинания А.М. Костенникова. Постепенно в фестивале "Славянская мозаика" стали принимать участие студенческие коллективы со всего Крыма: молодежный хор Крымской госфилармонии "Таврический благовест", студенческие художественные коллективы Таврического национального университета им. В. Вернадского, ансамбль скрипачей Симферопольского музыкального училища, хоровой коллектив Ялтинского гуманитарного университета.

Идея концертов-фестивалей утвердилась в Черноморском филиале МГУ благодаря активной поддержке его директора В.А. Трифонова. Видя, с каким энтузиазмом проходят эти праздники, Владимир Алексеевич предложил расширить их диапазон и аудиторию и впредь проводить студенческие фестивали как международные студенческие форумы, ведущая роль в которых будет принадлежать студенчеству Украины, России, Белоруссии.

Анатолий Михайлович Костенников включился в работу по организации первого международного фестиваля "Таврическая ассамблея славянского студенчества "Славянская мозаика-2009", который пройдет в нашем городе нынешним летом.

— Знать и любить свою культуру, свою Родину — вот главный девиз международного студенческого фестиваля. Его цель заключается в том, чтобы через молодёжно-студенческое творчество приобщить к мировой культуре и культуре великих славянских народов юношескую аудиторию и увидеть общие национальные корни русской, украинской и белорусской культур. Для проведения подобного фестиваля Севастополь является не случайным городом, ведь исторически достоверно, что тропы древнего Херсонеса хранят память о пребывании здесь создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия, что начальный путь христианизации славян также связан с Херсонесом. Севастополь как наследник античного города является причастным к процессу создания славянской письменности и православия.

Фестиваль, как полагают его организаторы, будет представлять собой синтез трёх основных направлений: народное искусство славянских государств, камерно-инструментальное искусство, вокально-хоровое искусство. В целом он призван способствовать увеличению количества туристов, приезжающих в Севастополь, развитию инвестиций в области культуры и искусства, привлечению внимания видных деятелей искусств к культурной жизни нашего города и пр. Это — в будущем.

А сегодня увлеченный, полный замыслов Анатолий Михайлович уже мысленно видит, как в Античном театре Херсонеса выступают почетные гости нашего фестиваля: Президентский оркестр Белоруссии или, например, второй состав Мариинского театра, или какие-то другие почетные исполнители.

— Мы могли бы проводить у нас великолепные античные симфонические сезоны. В двух наших Владимирских соборах звучала бы классическая духовная музыка. А средства, вырученные от этих мероприятий, могли бы направляться на реставрацию наших уникальных художественных объектов. Что такое интеллигент? — продолжает А.М. Костенников свои размышления. Подумав, отвечает: — Человек, который хранит, бережет, приумножает свои национальные традиции. Мы хотим, чтобы наш фестиваль был интеллигентным.

Елизавета ЮРЗДИЦКАЯ.

Творческая встреча с автором и исполнителями живых страниц радиоцикла "Маленькие шедевры большой музыки" по случаю 65-летия А.М. Костенникова состоится 15 февраля в 11.00 в Матросском клубе. Вход свободный.

Другие статьи этого номера