Магазин, супермаркет, рынок: свобода выбора

Заместитель председателя городской госадминистрации Ирина Цокур провела совещание с руководителями предприятий торговли и контролирующих органов, посвященное выполнению концепции по совершенствованию функционирования рынков Севастополя.
Открывая совещание, зампред СГГА, чтобы побудить выступающих к откровенному и конструктивному разговору и поиску путей выхода из кризиса, привела данные, характеризующие состояние финансово-экономической сферы города. Инфляция в Украине составляет сейчас в среднем 2,9 %, а в Севастополе — 3,1%, объемы промышленного производства в стране снизились на 34 %, а у нас — на 5% . Задержка заработной платы в городе выросла до 4 миллионов гривен и, по прогнозам, будет расти.

Начальник отдела торговли и бытового обслуживания населения Галина Маношина проинформировала присутствующих о состоянии рыночного хозяйства. В городе функционирует 31 рынок разных форм собственности, на которых 12382 торговых места. Несмотря на то что их число сократилось, рыночный сбор увеличился и достиг более 6 миллионов гривен. В прошлом году было ликвидировано 82 торговых места на рынке "Спутник", закрылся рынок "Московский". Там находилось 576 торговых мест. Около половины из них переместилось на "Славянский базар", где создаются более цивилизованные условия для реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Уменьшение числа торговых мест — явление временное, поскольку оно в значительной мере обусловлено реконструкцией рынков и начальным этапом освоения сданных им в аренду земельных участков. Продолжается строительство современных объектов торговли на рынках "Кольцо", "Ревякинский", "Качинский", "Славянский базар". К сожалению, до сих пор не решен вопрос изменения целевого назначения земельного участка на территории бывшего стадиона "Чайка".

Несмотря на развитие сети супермаркетов, за рынками сохраняется значительная роль в формировании конкурентной среды в сфере торговли, в объеме продаж, в обеспечении занятости населения, в пополнении местного бюджета. Агропромышленным предприятиям ООО "Качинский", ЗАО им. С.Перовской, ГП "Садовод", агрофирме "Золотая балка", фермерским хозяйствам в приоритетном порядке стали предоставляться торговые места для осуществления выездной торговли. Вместе с тем проблематичным остается привлечение на рынки непосредственных производителей сельхозпродукции. Она реализуется только на 18 процентах торговых мест.

Представители контролирующих органов, называя внушительные цифры проведенных ими проверок рынков, вынуждены были признать, что их эффективность остается низкой. При повторных рейдах и после постановлений о наложении штрафов контролеры вновь и вновь сталкиваются с одними и теми же фактами реализации фальсифисированной продукции, с нарушениями санитарного, экологического законодательства, правил использования весоизмерительной техники, хранения скоропортящихся продуктов.

Это дало повод Ирине Цокур высказать предположение, что кризис коснулся не только рынков, но и работы органов, призванных осуществлять строгий контроль за их работой. Особое беспокойство вызвало у нее отсутствие у реализаторов медицинских книжек, сопроводительных документов на продукцию, которая доставляется из Херсонской области, где зафиксирован самый высокий в Украине процент заболеваний населения туберкулезом.

Подводя итоги совещания, зампред сказала, что городская госадминистрация не допустит закрытия рынков, снижения на них числа торговых мест. В условиях кризиса особое значение имеет предоставление населению возможности свободного выбора в приобретении товаров в супермаркетах, магазинах или на рынках. Важно только принять меры для того, чтобы эти товары были качественными и доступными по цене.

Лев БЛЕСКИН.

Глас народа

КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ НА РЫНКЕ?

А. САВЕЛЬЕВА, пенсионерка:

— Пользуюсь рынком, так как там дешевле, чем в магазине. И можно поговорить с продавцом, договориться о скидках. Но в последнее время рост цен значителен — каждый раз видишь новую. Это портит настроение. Порой уходишь без покупки.

Юрий Николаевич, житель ул. Большой Морской:

— Покупательная способность снизилась. Тем не менее рынок привлекает тем, что там действует гибкая система скидок. Заодно покупателю можно и поговорить, пообщаться (в последнее время люди стали злыми, мало общаются). Иногда банальная купля-продажа превращается в небольшой митинг. Покупатель выражает не только свое мнение по поводу цены, но и отношение к политическим вопросам.

Сергей, продавец:

— Покупатели старой закалки стараются купить дешевле, но и смотрят, чтобы товар был качественным. Жаль пенсионеров. Никто с ними не хочет общаться, и порой становлюсь палочкой-выручалочкой, так как выслушиваю, советую. Потом эти люди приходят ко мне снова. Так и появляются постоянные покупатели.

Алла, предприниматель:

— Стало процветать воровство. За молодежью надо смотреть в оба, а в последнее время стали воровать и старики. Недавно после общения со старушкой, которая никак не могла разглядеть цену из-за слабого зрения, исчезла тройка флаконов. Наверное, взяла кому-то для подарка. Этого я никак не ожидала. И другие продавцы рассказывают, что пожилые люди стали воровать с прилавка. Раньше такого не было.

Предприниматель Центрального рынка (имени не назвал):

— Нет условий для работы. Сборы рыночные растут. Обещают, что будут еще выше. А условия для работы не улучшаются. Хоть и строятся павильоны, но они достаются новеньким, которые имеют деньги и могут их купить А тех, кто работает, вышвыривают. 24 предпринимателя, которые стояли на входе на Центральном рынке, были обмануты: им обещали палаточный городок, но договор не заключался. Все было только на словах. И когда уже все павильоны на рынке были проданы, им сообщили, что палаточного городка не будет. Теперь они ютятся кое-как, где могут. Нет уверенности в завтрашнем дне. В любой момент можно остаться без работы. Многие друзья вообще оставили предпринимательскую деятельность, перебиваются случайными заработками.

Ирина, предприниматель:

— Было бы неплохо, чтобы рынок имел книгу отзывов и предложений. Чтобы не только покупатель, но и предприниматель мог подойти, написать свое предложение, причем анонимно, чтобы не было никаких гонений. А администрация рынка, ознакомившись, помещала бы ответ на информационной доске. Плохо, что нет на рынке профкома. Когда-то был. Сейчас даже не знаю, есть профсоюзная ячейка или нет. Предприниматели боятся обращаться куда-либо и говорить о проблемах. Да никто ими и не интересуется.

Другие статьи этого номера