"Мобильные группы как форма контроля общественности за деятельностью милиции" — на эту тему общественный совет при УМВД Украины в Севастополе провел брифинг. Перед журналистами выступили помощник министра внутренних дел Украины по правам человека Ольга Вилкова, член общественного совета при УМВД Украины в Севастополе по вопросам соблюдения прав человека, председатель совета ветеранов МВД в Севастополе Александр Казаков и член общественного совета при УМВД, юрист ООО "Миротворец" Роман Шамрай.Для начала немного истории. Первые постоянно действующие мобильные группы появились в Украине в 2004 году по инициативе общественной организации "Харьковская правозащитная группа" Харьковского института социальных исследований и МВД Украины. Это был пилотный проект, который реализовывался в течение года в Харьковской, Полтавской и Сумской областях. Мобильные группы, куда вошли представители общественности и милиции, посещали райотделы, изоляторы временного содержания (ИВС). Тем самым решалась задача — отследить соблюдение прав задержанных: условия их содержания, обеспечение прав на адвоката, оказание медицинской помощи. Кроме того, отслеживалось, не оказывается ли физическое давление при нахождении в этих местах.
В результате реализации этого проекта появился приказ МВД N 894, который был подписан 31 августа 2006 года. Действие мобильных групп было расширено по территории всей Украины.
В 2008 году по Украине осуществлено 362 выезда мобильных групп. За пять месяцев 2009 года — 160. Мобильные группы в Севастополь выезжали 16 раз. В 2008 году — 6 раз, в 2009-м — 5 раз.
Из недостатков, характерных, к слову, не только для нашего города, отмечались: условия содержания в ИВС; нерегулярное заполнение журналов посетителей в райотделах; недостаток информации на стендах в райотделах; пребывание задержанных сверх положенного срока в комнатах для доставленных в райотделы. Частично выявленные недостатки устранены.
Мобильные группы выполняют наблюдательные функции. Их выводы, содержащиеся в мониторинговых отчетах, носят рекомендательный характер, но изложенная в них информация служит основанием для проведения обязательной служебной проверки.
По мнению Александра Казакова, за последние годы произошли большие перемены. Если раньше в ИВС содержалось до 200 человек, то сегодня — не более 80. Кроме того, полностью перестроены камеры. Арестованные владеют информацией о своих правах — конституционных и процессуальных. А юридически подкованный человек уже знает, как будет себя защищать. В советские времена райотделы милиции проверялись в основном вышестоящими структурами МВД или прокуратурой. В настоящее время проверки общественности дают повод говорить о том, что демократические перемены коснулись и силовых структур. И отмеченные правозащитниками замечания в основном устраняются. Незначительно, но увеличились затраты на содержание арестованных. В частности, на питание выделено 15 гривен в сутки на одного человека. Для сравнения: в больнице на пациента тратится всего 3 гривны. С одной стороны, хорошо, что арестованные не голодают. Но с другой — членов мобильной группы (они входят и в состав других правозащитных организаций) интересуют вопросы защиты интересов простых граждан: негоже на копейки содержать пациента в больнице.
Еще один момент. Нет ничего необычного в том, что сотрудники милиции, выполняющие функции сопровождения и охраны арестованных, находятся в тех же помещениях, рядом с камерами, круглые сутки. Однако бытовые условия для милиционеров не выдерживают никакой критики. В ИВС нет даже врача. А ведь его помощь бывает нужна и арестованным и в любой момент может понадобиться сотрудникам конвойного подразделения. Кстати, само подразделение — в плачевном состоянии: в комнате площадью 10 кв. м ютятся более 20 работников милиции. Находиться там практически невозможно, так как летом — жара, а зимой — холод. Большую часть времени милиционеры проводят на улице, во дворе. Это не может считаться нормальным.
Как уже отмечалось, в изоляторе временного содержания достаточно проблем. А вот спецприемника вообще нет. Его закрыли по рекомендации вышестоящих органов. Теперь административно арестованные содержатся в ИВС. Это неправильно. ИВС — это тюрьма, поэтому административно арестованный должен находиться в спецприемнике, где совсем другие условия, кстати, предусмотренные законом.
Отвечая на вопросы журналистов, Ольга Вилкова сообщила о конкретных нарушениях. В РО мобильные группы были 2-3 раза. Что касается посещения ИВС: арестованный, с которым беседовали, рассказал, что около двух суток находился в райотделе, чего в принципе не должно быть. На этот случай была реакция со стороны мобильной группы. Последняя проверка касалась Балаклавского РО. Там тоже беседовали с человеком, который находился около двух суток то в одном райотделе, то в другом. Этот факт предстоит еще рассмотреть и оценить.
Дважды мобильная правозащитная группа посещала спецприемник для несовершеннолетних. И каждый раз отмечала: здание не рассчитано на содержание такого контингента. Там нет даже ограждения, чтобы несовершеннолетних выводить на прогулку. А ведь по закону дети могут находиться там до 30 суток. По этому вопросу члены мобильной группы обращались к начальнику УМВД. Был получен ответ, что нужна определенная сумма, в частности 126 тыс. гривен на установку ограждения. Но в текущем году эта сумма выделена не была, поэтому ничего не изменилось.
По словам Романа Шамрая — юриста ООО "Миротворец", — чаще всего к правозащитникам обращаются родственники задержанных с жалобами на несвоевременно оказанную медицинскую помощь, задержку передачи и т.д. А чтобы кого-то били в милиции, выбивали признательные показания, то таких обращений, к счастью, к правозащитникам не было.
Для тех, у кого возникает необходимость обращения, сообщаем: Севастопольская правозащитная группа и севастопольская организация "Миротворец" находятся по адресу: ул. Карантинная, 23, офис 2; тел. для записи к юристу: 93-18-13 и 93-13-53. Напомним, что правозащитная деятельность осуществляется при нарушении прав человека со стороны государства. А представители этих организаций являются членами общественного совета при УМВД в Севастополе, что дает возможность при выявлении нарушений действовать оперативно.