Его называли рыцарем театра

В ряду известных театральных деятелей, работавших в Севастополе, Борису Александровичу Бертельсу принадлежит одно из первых мест. Он был главным режиссером театра в 1935-1954 гг. Старшее поколение севастопольцев до сих пор помнит его спектакли, как помнит и театр того времени, который находился на Центральном городском холме в Петропавловском соборе.Борис Александрович родился 13 (26) ноября 1889 года в Санкт-Петербурге в семье главного врача Охтинского порохового завода. Его мама, Елена Александровна, окончила Смольный институт, знала несколько иностранных языков. В семье было шестеро детей. После смерти мужа матери приходилось много работать. В 1895 году она выехала во Францию для работы в Русском павильоне Всемирной парижской выставки, взяв с собой Бориса. Эта поездка в Париж оставила неизгладимые впечатления и воспоминания.

В 1907 году Борис Александрович окончил с отличием Петербургский кадетский корпус. Но карьера военного не привлекала юношу: с детских лет он мечтал о театре, участвовал в любительских спектаклях кадетского корпуса, увлекался рисованием, пением, прекрасно танцевал. Он поступает в одну из лучших театральных школ того времени при театре Литературно-художественного общества, директором школы был актер Императорского театра В.С. Долматов. Почетными членами художественного совета являлись М.Г. Савина и В.Н. Давыдов. Общаясь в школе с корифеями русского театра, Борис Бертельс впитал в себя традиции русской театральной школы, стал поборником художественной правды на сцене.

В 1910 году он получил аттестат под номером один с отличной характеристикой: "При редком усердном отношении к знаниям показал большие успехи в разнообразных ролях". Лучших учеников школы Б. Бертельса, М. Чехова, В. Софронова, Е. Баранихина пригласили на работу в Малый театр, где Борис Александрович сыграл немало разнообразных ролей, выступая в драмах, комедиях, водевилях, балетных спектаклях. На одном из представлений присутствовала знаменитая Мария Гавриловна Савина и сделала молодому актеру комплимент: "Вы очаровательно играли гимназиста".

На период летних отпусков Борис Александрович организовывал гастрольные поездки для молодых актеров. П.А. Полевой, который немало сделал для развития театрального дела в Севастополе, вспоминал: "Он пользовался большим авторитетом. Его слушали и уважали, несмотря на то, что он был моложе многих других артистов труппы". Благодаря Б.А. Бертельсу и его Молодому театру (так назывался гастрольный театр молодых актеров) состоялись поездки в молдавский город Сороки, в Петрозаводск.

В годы Первой мировой войны Бертельс служил главным режиссером театра "На Литейном", а летом 1917 года выехал на фронт во главе артистического отряда. Все эти годы он находится в центре революционных событий в Петрограде, с огромным энтузиазмом включается в создание нового советского театра для трудового народа. С 1918 года Бертельс возглавляет ряд театров Петербурга: Северо-западной железной дороги, Первый передвижной Петровоенкома, Сатиры, Государственный театр в Смольном. И тогда, и позднее классическая драматургия занимала значительное место в его творчестве.

Борис Александрович всегда был окружен талантливой молодой актерской братией — художниками, режиссерами. Он стал узнаваемым, популярным. Возглавляет ведущие театры страны — Витебска, Харькова, Смоленска, Ярославля и, наконец, с 1928 года приезжает в Крым. Обстановка в это время в театрах Крыма была сложной, главным образом, в материальном отношении. Крымское управление зрелищных предприятий решает объединить театры Симферополя и Севастополя в Крымгосдрамтеатр. Возглавляет объединенный театр Сергей Иванович Евкин (директор театра им. А.В. Луначарского). Режим работы был такой: осень и зима — в Симферополе, весна и лето — в Севастополе.

П.А. Полевой вспоминал: "Мы встретились с Борисом Александровичем в Москве весной 1928 года на конференции. Горячо проговорили всю ночь, строя планы и бодро смотря в будущее. Он дал согласие возглавить Крымгосдрамтеатр в качестве главного режиссера. И нет организаций, так или иначе соприкасающихся с театром, где бы не знали Бориса Александровича. Всегда любезный, отзывчивый, интеллигентный, он готов идти в любое время суток делать доклад, провести беседу, читать пьесу. В своем творчестве он неутомим. Каждый прожитый день отдан любимой работе".

Труппа Крымгосдрамтеатра была хорошо укомплектована молодыми актерами, среди которых были будущие знаменитости — М. Царев, Н. Соснин, В. Матов, Н. Степная, О. Грановская, Ж. Лецкий, Н. Жеромская, О. Строев, В. Харламов. Постепенно появляется советская драматургия, отражающая революционные события: "Рельсы гудят" В. Киршона, "Темп" Н. Погодина, "Огненный мост" Б. Ромашова, "Любовь Яровая" К. Тренева.

С 1930 года театры вновь разделились. В 1935 году Борис Александрович становится главным режиссером театра им. А.В. Луначарского. К этому времени в театре наладилась работа, директором Е.Г. Романенко решены житейские проблемы актеров, приглашены новые режиссеры — Н. Лещинская, А.Н. Брянский, С.И. Ярцев. Борис Александрович был в расцвете творческих сил. Его популярность в городе быстро росла, его любили и уважали актеры и зрители, с его постановками возрос интерес к театру.

Сегодня удивляешься тому, как можно было в общем-то в скромных условиях выпускать такие большие спектакли, как "Царь Федор Иоаннович" и "Заговор императрицы" А. Толстого, "Анна Каренина" по Л. Толстому, "Маскарад" М. Лермонтова, "Гамлет" и "Отелло" В. Шекспира, "Обрыв" И. Гончарова, "Горе от ума" А. Грибоедова, многие пьесы А. Островского. В афише театра было около 50 спектаклей.

По воспоминаниям друзей, Б.А. Бертельс никогда не отдыхал во время отпуска. Ездил в Москву, Ленинград, где посещал спектакли, встречался с друзьями, коллегами, был в курсе всех столичных новостей. Подумывал о переезде в Ленинград. Письма сыпались со всех сторон с предложениями на любых условиях возглавить тот или иной театр. Накануне Великой Отечественной войны в театре произошли трагические события: были репрессированы главный художник театра А. Ефимов, артисты В. Соколов, Н. Леонович, Донской. Возможно, по этой причине внезапно скончался заслуженный артист РСФСР С. Ярцев (его могила недавно обнаружена на кладбище Коммунаров). Директор и главный режиссер самоотверженно пытались защитить своих актеров, рискуя быть арестованными.

7 ноября 1941 года театр эвакуируется в Киргизию, а Борис Александрович Министерством культуры был направлен в Сухуми, где всю войну возглавлял театр Дома Красной Армии. Он был удостоен медали "За оборону Кавказа". И даже после освобождения Севастополя Б.А. Бертельса не отпускали, уговаривали остаться. Однако в 1945 году вместе с женой Ольгой Павловной и дочкой Леночкой он возвращается в Севастополь. То, что он увидел, его потрясло: город лежал в развалинах, театр был разрушен, многие актеры и работники театра погибли. А в Ленинграде во время блокады погибли его родные: брат — кадровый офицер, сестры, а также друзья, соседи и знакомые.

Постепенно жизнь в Севастополе налаживалась. Театр работал в Петропавловском соборе на Центральном городском холме. По просьбам севастопольцев наряду с новыми спектаклями восстанавливались и довоенные. Борис Александрович вместе с прибывшим директором театра Б.А. Горским занимался формированием труппы, вместе думали о строительстве нового здания театра.

Однако здоровье Б.А. Бертельса ухудшалось, все пережитое не прошло бесследно. В начале 50-х он тяжело заболел и 1 сентября 1954 года скончался. Последним его спектаклем был "Этих дней не смолкнет слава". Его смерть была огромной потерей для театра. Похоронили его на кладбище Коммунаров.

Мы с его дочерью Еленой Борисовной перебираем фотографии, грамоты, письма, приказы и другие документы. Среди них множество фотографий коллег по артистическому цеху с дарственными надписями, словами благодарности, пожеланиями и воспоминаниями о совместной работе. В мемуарной литературе 60-х годов можно найти множество воспоминаний о Борисе Александровиче, в том числе народного артиста СССР Г. Ярона, народного артиста СССР М. Царева. И вот что удивительно: каждый театр, где он работал, направлял наградные документы на присвоение почетных званий — народного артиста, заслуженного деятеля искусств. Это было неоднократно. Но всегда следовала одна резолюция: "Отказать". Только в 1940 году Б.А. Бертельс был удостоен звания "Заслуженный артист Крымской АССР". Спасибо и на этом.

Борис Александрович никогда не вступал в ряды партии. И это ему многие ставили на вид. Человек творческий, посвятивший свою жизнь служению искусству, он не мог связать себя политическими узами. Старые актеры, которых я застала в театре, рассказывали, как на партийных собраниях его укоряли те, кого он привел в театр и опекал. У них теперь были звания, и они чувствовали себя уверенно.

Более двадцати лет посвятил Борис Александрович Бертельс нашему театру. Он был основоположником новой, высокой театральной традиции на севастопольской сцене.

Другие статьи этого номера