Наследие святителя Митрофана Воронежского

Исторический центр Корабельной стороны обозначен скромным с виду храмом. Многие прохожие задаются вопросом: почему он построен в честь святителя Митрофана Воронежского? Не заложен ли, не освящен ли дом Божий в день прославления этого подвижника Церкви? Но прошлое храма гораздо глубже, что усиливает к нему интерес.На пороге 1854 года адмирал Павел Нахимов, действовавший дерзко и смело, у Синопа разгромил обладавший численным преимуществом турецкий флот. Россия ликовала. В те дни к настоятелю расположенной близ Санкт-Петербурга Троице-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию Брянчанинову пришла Софья Снесарева. Она попросила батюшку обратиться в Севастополь, к Павлу Степановичу, с письмом со словами благодарности за содеянное моряками-черноморцами у анатолийских берегов, со словами восторга их подвигами, со словами молитвы.

Святитель Игнатий прожил короткую — всего 60 лет, — но яркую жизнь. В 1827 году двадцати лет от роду вчерашний поручик Дмитрий Брянчанинов поступил в Александро-Свирский монастырь. Четыре года спустя его постригли в монахи под именем Игнатий, рукоположили в иеродиакона и иеромонаха. В том же году 24-летний отец Игнатий принял под свое управление Пельшемский Лопотов монастырь. В течение 23 лет — с 1933-го по 1956 год — игумен Игнатий служил под Санкт-Петербургом настоятелем Троице-Сергиевой пустыни.

50-летним его хиротонисали в епископа Кавказского и Черноморского. Кафедра епархии находилась в Ставрополе. В 1861 году епископом было подано прошение, согласно которому его отправили на покой, судя по всему, по состоянию здоровья. Последние отпущенные ему шесть лет жизни преосвященный провел в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии. Свыше 120 лет спустя, в 1988 году, Игнатия Брянчанинова причислили к лику святых Русской Православной Церкви.

Преподобный запомнился не только ревностным ей служением. Им написан ряд литературных трудов духовного содержания. Главные из них — "Аскетические опыты", "Отечник", избранные письма — включены в семитомник, выпущенный в 2006 году Свято-Успенской Почаевской лаврой. "Писания мои мне не принадлежат, — скромно считает святитель Игнатий Брянчанинов, — их источник — Отцы, они принадлежат Отцам Православной Церкви. Избрание меня Промыслом Божиим в орудие преподания этой жизненной духовной пищи современному остатку верующих есть и им и мне благодеяние Божие".

Выходит, совершенно не случайно Софья Снесарева именно батюшку Игнатия попросила с возвышенным словом обратиться к Павлу Нахимову. В течение десятилетий преподобный Игнатий Брянчанинов и Софья Ивановна активно переписывались. В этом богатом эпистолярном наследии можно найти комментарии сложных проблем богословия, отклики на события в литературной жизни того времени, советы по чисто житейским вопросам. Неод-нократно преподобный поручал Софье Снесаревой редактирование и корректуру своих трудов, осуществление связи с издателями.

Софья Ивановна обратилась к своему духовному наставнику еще с одной необычной с виду просьбой — направить в Севастополь письмо и благословение образом святителя Митрофана Воронежского.

"Почему же святителя Митрофана?" — как сейчас некоторые из нас, спросил батюшка Игнатий свою духовную дочь. "А потому, что на его деньги Петр Первый положил основание флота на юге России", — ответила Софья Ивановна.

Батюшка потребовал подтвердить сказанное документами. Софья Снесарева, уроженка Воронежа, сделала необходимые выписки из соответствующих бумаг, хранившихся в Императорской библиотеке.

Перед игуменом Игнатием открылся жизненный путь святителя Митрофана Воронежского (в схиме — Макарий, в миру — Михаил). Он родился в 1623 году. Будучи женатым, до 40 лет служил священником в селе Сидоровском, что в ближайших окрестностях Шуи. После смерти жены будущий святитель принял монашеский постриг. Далее следовала служба настоятелем Яхромского Косминского и Желтоводского Макарьева монастырей. В 1682 году была создана Воронежская епархия. На ее кафедру Церковным собором был избран преосвященный Митрофан. Он участвовал в венчании на царство Петра Первого. И в последующие годы епископ Воронежский всячески оказывал планам молодого самодержца молитвенную поддержку.

В конце XVII века император подальше от глаз врагов, в Воронеже, развернул строительство военных кораблей для Азова, значит, и для Черного моря. Преосвященный Митрофан, епископ Воронежский, обратился к Петру Первому со словами: "Всякий сын Отечества должен посвящать остатки издержек своих нужде государственной. Прими же, Государь, и от моих издержек сии оставшиеся деньги и употреби против неверных". Преосвященный поднес царю невероятную по тем временам сумму — шесть тысяч рублей серебряными копейками. На строительство военных кораблей, которым предстояло встать на страже южных морских рубежей империи.

Игумен Игнатий Брянчанинов заказал иконописцам образ святителя Митрофана Воронежского. Когда икона была готова, сел за письмо адмиралу Павлу Нахимову. Оно содержало проникновенные слова: "Милостивый государь Павел Степанович! …Примите дружелюбно мои строки, примите присланную при них на благословение Вам от обители Преподобного Сергия икону святителя Митрофана Воронежского, новоявленного чудотворца (мощи умершего в 1703 году преподобного Митрофана Воронежского были обретены в 1831 году. Тогда же он был причислен к лику святых. — Авт.). Перед этой иконой братство здешней обители отслужило молебен угоднику Божию и с Него посылает Вам свои усердные молитвы о том, чтобы святитель Митрофан содействовал Вам… Да снидет он на помощь к тому флоту, от основания которого он присоединил свои усилия великим трудам Государя!"

27 марта 1854 года батюшка Игнатий Брянчанинов направил Софье Снесаревой очередное письмо: "Вам надо пожаловать ко мне прочитать ответ Нахимова, назидательный своим смирением и благочестием. Этот отклик на Ваше смирение и благочестие; водимые ими Вы передали мне Ваше желание послать ему икону святителя Митрофана, привили мне это желание".

Ответ Павла Нахимова написан рукой М.Ф. Рейнека, видимо, адъютанта адмирала, под его диктовку: "…Не нахожу слов для выражения глубокой признательности моей за внимание, оказанное Вами лично мне и товарищам моим по службе письмом Вашим от 1 февраля, и за молитвы Ваши о нас, и за благословение нас от Вашей обители иконою святого Митрофана Воронежского чудотворца… Икона святителя будет щитом нашим. Это изображение святого лика будет всегда спутником моим на море, и молитвы перед ним — утешением моим в час скорби…"

Позже, когда столица узнала о героической гибели Павла Нахимова, батюшка Игнатий Брянчанинов отслужил молебен за упокой его души.

Через несколько лет Софья Снесарева встретила в Санкт-Петербурге моряка на костылях. Вместе ехали в Царское Село. По дороге инвалид рассказывал о службе на корабле "Двенадцать Апостолов".

Узнав ближе Софью Ивановну, услышав об Игнатии Брянчанинове, матрос поведал, что ни одно письмо не было адмиралу так приятно, как из Сергиевой пустыни. Оно было прочитано офицерам. А икону святителя Митрофана Воронежского поместили на видном месте, судя по всему, в кают-компании. При этом Павел Степанович сказал: "Этот образ сохранится здесь, пока будет существовать корабль!"

При затоплении корабля "Двенадцать Апостолов" в Севастопольской бухте вместе с имуществом, вооружением на берег перенесли иконы, в том числе и образ святителя Митрофана Воронежского. В 1858 году на Корабельной стороне был построен храм в честь святителя Митрофана Воронежского. Тогда же Елизавета и Зинаида Ришер в Париже приобрели у антиквара иконы Пресвятой Богородицы и святителя Митрофана Воронежского со следами, которые свидетельствовали, что реликвии побывали на полях сражений. Сестры привезли их домой, в Санкт-Петербург. Иконы хранились в театральном училище и почитались как чудотворные.

Цела ли икона святителя Митрофана Воронежского — благословение святителя Игнатия Брянчанинова адмиралу Павлу Нахимову? Хочется надеяться на то, что святой образ дошел до наших дней через революции, войны, другие испытания.

Храм же на Корабельной стороне в честь святителя Митрофана Воронежского закрыли для прихожан в 1928 году. Он стал клубом флотского госпиталя.

В годы Великой Отечественной культовое здание было разрушено. Сохранился лишь фрагмент колокольни. Почти два десятка лет назад его соединили с пристройкой. Получился замечательный храм — Свято-Митрофановский.

Его настоятель отец Александр (Савичев) уверен, что придет время — и на старом месте, может, на старых фундаментах будет возведен большой храм. Его предшественник постройки позапрошлого века был оригинальной архитектуры. Зданию была придана форма перевернутого вверх днищем корабля. Найти бы его чертежи…

Отец Александр имеет высшее музыкальное образование. С лета нынешнего года батюшкой положено начало проведению дней, названных им Пушкинскими. Уже проведены три таких мероприятия. На них звучат литературные и музыкальные произведения — лучшие образцы отечественной культуры, правильная русская речь, изысканные мелодии. В программу последнего Пушкинского дня были включены выступления работающих в Германии наших вокалиста Ильи Винникова и пианистки Виктории Елисеевой.

Готовится программа будущего мероприятия. В нем безвозмездно уже согласились участвовать известные в городе творческие коллективы и исполнители. Так, надо думать, севастопольцы поддержали отца Александра — инициатора проведения в чем-то необычных для церкви Пушкинских дней.

Всякий раз, когда проходишь мимо подворья Свято-Митрофановского храма, светло и тепло становится на душе от белых его стен, словно парящего в небе креста, ухоженной территории. Храм стал на Корабельной стороне центром религиозной, а теперь уже и культурной жизни.

Благодатно же место, отмеченное святостью большого молитвенника, подвижника, благотворителя, каким был святитель Митрофан Воронежский.

Другие статьи этого номера