Водопровод: из Херсонеса в ХХI век

— Как только люди поднимали древний Херсонес, они строили и надежную систему подачи чистой питьевой воды, — сказал заместитель председателя городской государственной администрации Мирослав Сагайдак на состоявшемся в минувший понедельник представлении разработанного по заказу коммунального предприятия "Севгорводоканал" СГС киевским ООО "Микроконтрол" проекта "Сокращение непроизводственных потерь воды. Автоматизированная геоинформационная система контроля, анализа и оптимизации потоков водопроводных сетей…".
Мирослав Дмитриевич вспомнил еще, какими бесспорными преимуществами обладал древний водопровод. Самотеком живительная влага поступала к жилищам людей из расположенных далеко в горах источников по не поддающимся коррозии гончарным трубам.

Здесь можно было бы вспомнить и построенную сразу же после основания Севастополя систему акведуков. По ней самотеком же вода речки Черной поступала от современного села Хмельницкого в доки молодого города.

Сегодня нам все еще может показаться, что, избалованные достижениями научно-технического прогресса, дешевизной в советскую пору энергоносителей, мы создали нечто совершенное. Ежесуточно в Севастополь и пригородные села через 21 гидроузел, 49 насосных станций по растянувшейся на 1094 километра сети трубопроводов, давление в которых создают 215 насосов, подается 160-190 тысяч кубометров воды. Чтобы вдохнуть в эту систему жизнь, за один только месяц расходуется более 4,6 миллиона киловатт-часов в настоящее время дорогостоящей электроэнергии.

Но кто бы считал километры труб, количество электромоторов, киловатт-часы, если бы сложное оборудование не изнашивалось? Ведь из упомянутых 1094 километров трубопроводов у более половины — 625 километров — срок эксплуатации давно вышел, а 178 километров пришли в аварийное состояние, 85 процентов (!) насосного оборудования тоже самортизировано.

Понятно, что истлевшие и полуистлевшие в земле трубы рвутся, уставшие машины останавливаются. Сформированные аварийные бригады со сварочными агрегатами, экскаваторами, отбойными молотками умаялись выезжать на ликвидацию больших и малых аварий. В течение 2007 года их произошло 2908, в 2008-м — 3496 и за одиннадцать месяцев текущего года — 3438. Затраты на устранение последствий этих аварий возросли с двух миллионов 466 тысяч гривен в 2007 году до трех миллионов 540 тысяч гривен за одиннадцать месяцев текущего года.

И это не все потери. Добавим к ним цену утраченной безвозвратно воды. Город и села расположены на пересеченной местности. Гидроузлы и насосные станции построены на высоте 90-192 метра над уровнем моря. Поэтому в отношении воды оправдан термин, что она поднята. Так вот, в прошлом году из шести источников — Чернореченского водохранилища, Инкерманского, Орловского, Бельбекского, Родниковского подземных водозаборов и массы скважин — было именно поднято 62 миллиона 932 тысячи кубометров воды. И тут сразу же пошли потери. В разводящую сеть ее попало 60 миллионов 898,2 тысячи кубометров, а до потребителя дошло всего 30 миллионов 974,9 тысячи кубометров. Ни предыдущие, ни нынешние годы не отличаются от 2008-го.

Заместитель председателя городской государственной администрации Мирослав Сагайдак заметил, что в настоящее время 87 процентов абонентов используют приборы учета воды. Но ведь оплачивается, как заметил участвовавший в представлении системы первый заместитель председателя горсовета Петр Кудряшов, поднятая вода в полном объеме. То есть ее потери, надо думать, ложатся бременем на тех, кто пока не обзавелся приборами учета воды. Кто в таком случае будет тратиться на восполнение затрат за непроизводственные потери после того, как счетчики будут установлены везде, где можно и, самое главное, нужно? О поставленной задаче по установке счетчиков всеми абонентами и сообщил Мирослав Сагайдак.

Конечно, никто из участников мероприятия не призывал к возврату к самотечным акведукам и водопроводам из гончарных труб. Директор КП "Севгорводоканал" СГС Виктор Кучеренко призывал представителей городских властей содействовать тому, чтобы предприятию, задержавшемуся по уровню оборудования, производственных технологий в прошлых веке и тысячелетии, перейти в ХХI век.

Было признано, что в этом направлении многое делается. В городе принята и реализуется региональная программа "Питьевая вода г. Севастополя", рассчитанная на 2007-2020 годы. Одно из главных достижений, говорилось на представлении системы, состоит в том, что почти повсеместно отменены графики почасовой подачи воды. Как ни странно, хотя удивляться нечему, но это привело к заметной экономии электроэнергии и воды. Люди перестали ею запасаться, чтобы остатки сливать в канализацию.

В последние годы стало доброй традицией в установленный церковью день проводить водосвятие — заметное мероприятие в жизни города.

В то же время в рамках городской программы, а также собственных "организационно-технических мероприятий по развитию водного хозяйства и стабилизации водоснабжения и водоотведения Севастополя на 2003-2011 годы" руководство КП "Севгорводоканал" СГС и коммунального хозяйства обратилось к науке. Договор на проектирование проекта системы был заключен с киевским ООО "Микроконтрол". Это предприятие — дитя столичного научно-исследовательского института "Микроприбор" — специализируется на разработке технических решений по комплексной автоматизации технологических процессов; программного обеспечения для автоматизированных систем; на разработке и изготовлении необходимого оборудования, приборов и узлов. Собственно, по этим и некоторым другим направлениям и работают киевские специалисты у себя на базе и наезжая в Севастополь.

Установлено около 1,5 десятка фактов потери воды. Самые существенные из них — это потери при проведении технологических операций и утечки на внутридомовых сетях, не оборудованных водомерами. Специалисты ООО "Микроконтрол" берутся за паспортизацию объектов водоснабжения, решение коммутационных задач, автоматизацию работы диспетчерской службы и т.д.

Радикальной составляющей решения обостряющейся проблемы непроизводственных потерь воды могла бы стать замена износившегося оборудования — в первую очередь съеденных коррозией труб. Ежегодно бы перекладывать водные артерии на десятках километров, но не получается из-за недостатка средств. Но сеть может послужить еще, если автоматически (в зависимости от расхода воды в течение суток) в трубах будет поддерживаться оптимальное давление, сведены к нулю случаи гидроударов. Но коль порыв случился, то надо сделать так, чтобы в считанные секунды можно было определить его адрес и локализовать.

Киевлянами уже достигнуты вполне осязаемые результаты. Минувшим летом завершено создание первой очереди системы диспетчеризации установок генерации диоксида хлора на третьем гидроузле.

— На первом этапе мы работаем с магистральными водоводами диаметром 250 и более миллиметров, — сказал директор ООО "Микроконтрол" Александр Карман. — Далее перейдем на магистраль и так дойдем до каждого абонента, на что потребуется семь лет.

Стоимость внедрения первой очереди системы (уже частично профинансированной) составила 2,5 миллиона гривен. Она, как предполагается, обеспечит снижение непроизводственных потерь воды с нынешних 38-42 до 20 процентов. Они уже упали против прежнего на шесть процентов, что сберегло около двух миллионов гривен. Завершенная первая очередь системы окупится за полтора года.

— Совместными усилиями мы находим пути сокращения непроизводственных потерь воды. Нам не избежать всех утечек, но выйти на средний показатель по Украине мы должны, — заявил Мирослав Сагайдак.

В сокращении непроизводственных потерь воды Петр Кудряшов видит фактор сокращения тарифа на предоставление "Севгорводоканалом" своей услуги населению.

А. КАЛЬКО.

Глас народа

ВОДА В ВАШЕМ ДОМЕ…

Михаил Васильевич, офицер запаса:

— Вода — это благо цивилизации, без которого невозможно прожить. Сейчас вода в жилые дома поступает в течение дня. А ведь мы помним времена, когда ее подавали по графику, по 1,5-2 часа утром и вечером. Мы об этом уже стали забывать. И только водоканал напоминает нам о тяжелой ситуации на предприятии, что может привести к возвращению жесткого графика подачи воды населению. Конечно, такие заявления водоканала пугают. И этой проблемой городу надо заняться серьезно. Я вижу, что дело не в том, что потребители якобы недоплачивают за услуги, а в колоссальных утечках.

Денис, житель улицы Генерала Лебедя:

— Нередко возле дома вижу потопы из-за утечек. Насколько мне известно, бизнесмены пытаются внедрить в нашем городе систему, которая неплохо работала в Запорожье. Благодаря ей там успешно боролись и с утечками, и с должниками, отключая им воду. Что касается Севастополя, то утечки из водоводов, а также из-за неисправности инженерных сетей домов составляют от 40 до 55 процентов объемов подаваемой воды. Я лично проживаю на ул. Генерала Лебедя, здесь центральный водовод за последние годы прорывало несколько раз. Пора проводить капитальные ремонтные работы, а только латанием дыр на трубах проблему уже не решить.

Екатерина, менеджер:

— В моем доме вода бывает до 23 часов, и в 5 часов утра ее включают. Видимо, считается, что вода ночью никому не нужна. А я думаю, что за такие деньги, которые с нас берут, вода должна быть круглосуточно. Я плачу за двоих зарегистрированных в квартире 120 гривен. Это очень большая сумма. Мы очень занятые люди, и основные работы по дому выполняем уже поздно вечером. Например, захочется помыть пол или посуду после засидевшихся гостей… Однажды поздно вечером я покрасила волосы, а когда надо было смывать, воду отключили, и мужу пришлось бежать в круглосуточный магазин и покупать бутилированную воду. А у моих соседей — лежачий старик, и для ухода за ним вода нужна постоянно. У кого-то — малые дети. Через дорогу от нашего дома воду в ночное время не отключают. Кстати, это влияет и на стоимость квартиры. Там, где вода круглосуточно, квартиры больше ценятся. При покупке жилья люди спрашивают: а как у вас с водой?

Владимир, водитель:

— Наши коммунальные службы работают неудовлетворительно, потому что знают, что за все утечки платит население. Сколько мы это наблюдали до реконструкции спуска Котовского. Там многие годы утечки из водоводов буквально текли рекой. И таких примеров немало. Когда в моей квартире (по ул. Хрусталева, 11) не было водомера, счета присылали на 19 куб. м в месяц на человека! Это огромная цифра. Есть пятикубовые цистерны, так это — четыре таких цистерны. Объяснение коммунальщиков: трубы в подвале гнилые, постоянно "рвутся". Я поставил водомеры в квартире и таким образом решил свою проблему. Но еще остались люди, у которых нет водомеров. Они продолжают платить за утечки.

Другие статьи этого номера