На старте — новая единая отчетность в Пенсионный фонд Украины

Сегодня субъектами хозяйственной деятельности в Пенсионный фонд Украины представляется два вида отчетности: ежемесячная и годовая о суммах страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, подлежащих уплате, и годовая отчетность, которая содержит индивидуальные сведения о зарплате (доходе) и стаже работы застрахованного лица, в систему персонифицированного учета. Отчеты подаются в разные подразделения Пенсионного фонда, имеют разные календарные периоды представления и свои правила формирования. Такую систему отчетности нельзя назвать оптимальной.
Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 05.11.2009 N 26-1 "О Порядке формирования и представления страхователями отчета о суммах начисленных взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование органам Пенсионного фонда Украины", зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 24.11.2009 N 1136/17152, с 1 января 2010 года вводятся новые формы единой отчетности в Пенсионный фонд.
На вопросы о представлении отчетности в Пенсионный фонд отвечает заместитель начальника управления — начальник отдела персонифицированного учета, информационных систем и сетей управления ПФУ в Гагаринском районе Сергей Борисович ШПИКА. — Сергей Борисович, расскажите, какие изменения и особенности ждут плательщиков взносов при формировании и представлении единой отчетности?

— Введение единой отчетности упрощает взаимодействие страхователей с Пенсионным фондом. Новые формы документов отчетности будут представляться за периоды, начиная с 1 января 2010 года. Также следует отметить, что новая единая отчетность осталась разделенной на два вида: ежемесячную и годовую. Сроки представления новой отчетности не изменились и остались прежними. Страхователи обязаны представить новую ежемесячную отчетность не позже 20-го числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом (календарным месяцем), а новую годовую отчетность — до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Видоизменились только документы представления единой отчетности, и теперь единая отчетность будет представляться в одно подразделение Пенсионного фонда — в отдел персонифицированного учета. Формы же представления месячной отчетности за декабрь 2009 года и годовой отчетности в систему персонифицированного учета за 2009 год не изменились.

Начиная с февраля 2010 года новую ежемесячную отчетность будут представлять все субъекты хозяйственной деятельности — как юридические, так и физические лица, которые используют труд наемных работников. Также ежемесячная отчетность будет подаваться на военнослужащих срочной службы и на лиц, получающих помощь по безработице. Лица, которые осуществили доплату до минимального страхового взноса, представляют отчетность за себя.

Годовая отчетность за 2010 год будет представляться физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности, физическими лицами, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (адвокатами и нотариусами), лицами, заключившими договор о добровольном пенсионном страховании, а также за членов семей физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности и за лиц, получающих пособие в управлении труда и социальной защиты населения.

— А какие формы ежемесячной отчетности необходимо будет представлять?

— Я не буду перечислять все формы отчетности, с ними можно ознакомиться, изучив вышеуказанный Порядок. Скажу, что основным видом ежемесячной отчетности является приложение N 4 Порядка, состоящее из 10 таблиц. Некоторые из этих таблиц представляются в отдельно взятых случаях (таблицы 2, 3, 4, 8, 9, 10), а основные таблицы отчетности представляются практически постоянно, это: таблица 1, в которой указываются сведения о начислении страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование (аналог приложения N 23); таблица 5, в которой указываются сведения о времени заключения или расторжения трудового договора с застрахованным лицом, изменении его идентификационного номера, изменении или уточнении фамилии, имени, отчества; таблица 6, в которой указываются сведения о начисленной застрахованным лицам заработной плате (доходе); таблица 7, в которой указываются сведения о суммах, начисленных за дни временной нетрудоспособности, о суммах ежегодных и дополнительных отпусков и о суммах, начисленных за прошедшие периоды.

— Какие требования к заполнению и представлению форм единой ежемесячной отчетности?

— В соответствии с Порядком отчетность в Пенсионный фонд может представляться: в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП) без бумажного носителя; на бумажных носителях, заверенных подписью руководителя (или частного предпринимателя) и бухгалтера и скрепленных печатью вместе с электронной формой на электронных носителях информации (дискета, флэш-карта, диск…); на бумажных носителях, заверенных подписью руководителя (или частного предпринимателя) и бухгалтера и скрепленных печатью, но только в том случае, если количество застрахованных лиц не превышает 10 человек.

Отчет на бумажном носителе заполняется только на украинском языке печатными буквами и только шариковой ручкой синего или черного цвета. Помарки и исправления не допускаются. В случае незаполнения той или иной строчки делается прочерк. При заполнении полей, состоящих из клеточек, каждый из символов (в т.ч. точка, апостроф, запятая, дефис и др.) вписывается в соответствующую отдельную клеточку.

Следует обратить внимание на то, что представление единой отчетности почтой новым Порядком не предусмотрено.

Учитывая все требования, предъявляемые к отчету на бумажном носителе, совмещение сроков представления годовой отчетности за 2009 год и ежемесячной за 2010 год, которое произойдет в I квартале 2010 года, становится особо актуальным переход к представлению отчетности в электронном виде с использованием ЭЦП. Пенсионный фонд Украины уже опробовал и отработал технологию приема электронной отчетности через сеть Интернет. На сегодня уже свыше 400 страхователей в Гагаринском районе успешно представляют отчетность в электронном виде, используя электронную цифровую подпись и сеть Интернет.

— Что необходимо для передачи отчетности в электронном виде?

— Прежде всего необходимо освоить программное обеспечение, с помощью которого можно подготовить всю необходимую отчетность в Пенсионный фонд. Это программное обеспечение можно получить совершенно бесплатно в любом управлении Пенсионного фонда Украины. Также для передачи отчетности необходимы доступ в сеть Интернет, наличие своего электронного почтового ящика для отправки отчетности и самое главное — наличие ключей для шифрования отчетности.

Подготовленный электронный отчет в виде выходного файла шифруется электронными подписями главного бухгалтера, директора и электронной печатью предприятия, а для предпринимателя — только его собственной электронной подписью и высылается на электронный адрес информационного центра Пенсионного фонда Украины zvit@zvit.spov.com.ua

Информационный центр перенаправляет отчетность в районные управления по месту регистрации страхователя. Сведения о результатах обработки отчетности отправитель сразу получает на свой электронный почтовый ящик. В этом случае можно оперативно увидеть допущенные в отчетности ошибки и своевременно устранить их прямо на рабочем месте, не выходя из офиса и не дожидаясь финансовых санкций.

Комплекты сертификатов ключей ЭЦП предоставляются только аккредитированными центрами сертификации ключей. Это те предприятия или предприниматели, которые получили государственную лицензию на распространение услуг по предоставлению электронно-цифровых ключей и специализированное оборудование.

Внедрение ежемесячной отчетности будет способствовать своевременному и оперативному зачислению страхового стажа за текущий год для назначения или перерасчета пенсий, а также сокращению сроков назначения пенсии. К тому же каждый работающий может оперативно проверить состояние своего личного дела в Пенсионном фонде, в котором накоплена информация о заработной плате и стаже работы начиная с 2000 года.

Получить более подробную информацию и консультации можно в управлении Пенсионного фонда Украины в Гагаринском районе по адресу: ул. Героев Бреста, 13, каб. 8, тел. 43-28-60 или на сайте главного управления Пенсионного фонда Украины в Севастополе: www.sevpfu.gov.ua

Также в управлении еженедельно по четвергам с 13 до 17 часов проводятся "Горячие телефонные линии" (тел. 43-28-39), и в январе 2010 года со страхователями Гагаринского района будут проводиться семинары по вопросам представления единой отчетности. Запись на семинары осуществляется по тел.: 43-28-60, 43-93-81, 43-22-93.

— Спасибо за беседу, Сергей Борисович.

Другие статьи этого номера