Станет ли Севастополь фестивальной Меккой?

Лет двадцать назад мало кто в мире знал о существовании такого города во Франции — Кольмар. За исключением, естественно, самих французов. Не слышали об этом городе до тех пор, пока там не стали проводиться международные музыкальные фестивали. Идею эту предложил, развил и осуществил замечательный музыкант Владимир Спиваков, а спонсором выступил благотворительный фонд Виктора Пинчука. Сегодня Кольмар — туристическая Мекка Франции. В развитие этого города вложены огромные деньги. Не прекращается строительство гостиниц, развивается инфраструктура, создаются информационные центры. И именно благодаря международному музыкальному фестивалю не иссякает поток туристов. Но что такое Кольмар? Небольшой городок в Эльзасе, население которого насчитывает всего 60 тыс. человек.
Есть еще масса других таких примеров. О них говорил на проходящем в Севастополе семинаре &quot;Культурные мероприятия как способ экономического развития: международный опыт — украинский контекст&quot; исполнительный директор &quot;Пинчук-центра&quot; Дмитрий Логвин. Маленькие города во Франции, Швейцарии, Испании получили небывалое развитие только благодаря фестивалям. Кто бы стал приезжать в испанский городок Фигейрос, если бы там не было театра Дали и театральных фестивалей? А теперь остановка поезда так и называется: &quot;Фигейрос, театр Дали&quot;. А ведь Фигейрос — это вам не Севастополь: там проживает всего 15 тысяч населения. А у нас — почти 380 тысяч, и возможности у нашего города колоссальные — исторические, духовные, культурные, географические… <br>

Как только возникает тема туристическо-рекреационного развития Севастополя, так моментально выдвигается тезис: финансы. И начинаются не поиски потенциальных возможностей, а множественные контрдоводы. На этом фоне чрезвычайно важной и продуктивной стала программа нынешнего международного семинара, организованного программой &quot;ЛИНК&quot; по инициативе Романа Мархолиа и дирекции программ &quot;Херсонесские игры&quot;. Здесь собрались самые опытные и успешные культурные менеджеры Украины. Были представлены крупнейшие фестивали: &quot;ГОГОЛЬFEST&quot;, &quot;АртПоле&quot;, &quot;Джаз Коктебель&quot;, художественное объединение &quot;Дзига&quot; и уже ставшее легендарным фестивальное агентство &quot;Ратуша&quot; из Каменец-Подольского — всего около 100 участников со всей Украины. Реально и многопланово рассказывалось на заседаниях об опыте создания фестивалей в различных регионах страны, о том, как они влияют на экономику и инфраструктуру тех городов, в которых проходят. <br>

Севастополь имеет достаточно солидную историю проведения фестивалей. Причем они настолько интересны, многоплановы, различны по своей направленности, что привлекают людей всех возрастов и увлечений. Вспомним театральный фестиваль &quot;Херсонесские игры&quot;, фестиваль перформансов и медиа &quot;Балаклавская Одиссея&quot;, Севастопольский кинофестиваль, фестивали славянской культуры и письменности, состязания историко-патриотических клубов, севастопольские пленэры, байкерские фестивали, джазовые и музыкальные фестивали &quot;Золотой берег&quot;… Всего не перечесть. Но картина эта не собрана воедино, рассыпана на отдельные составляющие части. Нет цельной идеи и организации. В результате — нет должной отдачи для экономики и развития города.<br>

Ныне, в канун 65-летия Великой Победы, Роман Мархолиа выступил с новой идеей. Он разработал проект фестиваля &quot;Война и мир&quot;, который будет продолжаться четыре месяца и соединит в своей программе различные жанры искусства: военную музыку и кино, фотографию, современный танец, перформанс, медиа-арт. Главным действующим &quot;лицом&quot; фестиваля становится сам Севастополь. Цели фестиваля: формирование имиджа нашего города как центра культурно-исторического туризма международного уровня, социально-экономическое развитие Севастополя, создание рабочих мест в сфере туризма и в результате — интеграция в международный культурный процесс. <br>

И опять, естественно, все упирается в средства. Кто должен все это финансировать? Кто должен вкладывать деньги? С такими вопросами я обратилась к самому опытному и успешному участнику семинара — директору международного благотворительного фонда Виктора Пинчука &quot;Современное искусство в Украине&quot; Дмитрию Логвину.<br>

— Кто должен и кто будет — это два разных вопроса. Должно это делать государство, но оно точно не будет. Значит, должны подключиться меценаты, которые в Севастополе есть (я уже познакомился с одним из них). В этом процессе они должны видеть двойной интерес. Это не должен быть чистый альтруизм, я в него не верю. Однако не менее 50 процентов их отношения к этому — это как раз альтруизм, желание сделать больше для своего города, для своих сограждан. А другие 50 процентов — прямой расчет, потому что не всегда только конкретные деньги приносят удачу. Да, это может диктоваться имиджем, положением, связями, знакомствами. И не надо этого стесняться и это скрывать. В самом деле: я вкладываю деньги, потому что я патриот города и потому что мне это выгодно. <br>

И вот еще одно мнение. Его высказывает аналитик и экономист Людмила Панова, которая хорошо знает специфику города, поскольку продолжительное время возглавляла управление экономики СГГА: <br>

— Я увидела здесь много креативных руководителей проектов. Для меня стало сюрпризом, что, кроме известных фестивалей, которые уже стали брендами, появляются новые, нам не известные. Полагаю, что проект Романа Мархолиа и его группы станет прорывом для Севастополя, тем более что фестиваль будет проходить в режиме нон-стоп с мая по сентябрь. Как проектный менеджер, я готова привлечь правильные финансовые потоки от тех организаций, которые в этом заинтересованы. Нам это представляется перспективным, поскольку интеллектуальный бизнес на сегодня является экологически чистым. <br>

Фестиваль &quot;Война и мир&quot;, участвовать в котором выразили желание представители 11 государств, уже на подходе. Рады ли мы его появлению? Хотим ли мы, чтобы он развернулся во всю мощь? Приложим к тому усилия или будем наблюдать со стороны: удастся ли эта идея или она сорвется?<br>

Другие статьи этого номера