На степных ветрах

Симпатичнейшее Янтарное уютно раскинулось в центре крымской степи. С Севастополем село связывают невидимые, но прочные нити. Их проложили Григорий Яковлевич и Андрей Григорьевич Лабунские — отец и сын.В довоенные годы на полуострове получило развитие хлопководство. Признанным авторитетом в отрасли заслуженно считали Якова Лабунского. Мирные будни агронома-хлопковода прервала война. Якова Васильевича оставили в родном селе на подпольную работу. В 1943 году его схватили фашисты и ближе к декабрю расстреляли в совхозе "Красный" под Симферополем. 12-летний Григорий Лабунский остался полусиротой.

Но, слава Богу, весной 1944-го Крым был очищен от врага. Нашлись добрые люди, которые направили паренька на учебу в ремесленное училище. И не куда-нибудь, а в Севастополь, где из руин поднимался "Севморзавод". С тех пор, без преувеличения, Севастополь для Григория Лабунского главнее и Киева, и Москвы, при всем глубоком уважении к столичным городам.

Выпускник ремесленного училища мог остаться в полюбившемся городе у моря, но по семейным обстоятельствам Григорий Лабунский вернулся домой.

Почти вся его трудовая деятельность связана с Янтарным. Длительное время расположенное здесь агропредприятие специализировалось исключительно на выращивании и переработке винограда. Затем был период, когда доминировал иной вид деятельности — выращивание саженцев фруктовых деревьев и луковиц тюльпанов. И сегодня здесь еще можно увидеть поле с цветущими на рубеже весны и лета растениями, но профилирующими отраслями стали полеводство, животноводство. Гектаров сорок янтарненцы намерены вновь занять виноградом столовых сортов. Эти перемены последовали после того, как хозяйство стало подразделением "Ильичагрокрыма" — дочернего предприятия Мариупольского металлургического комбината имени Ильича.

Григорий Яковлевич прошел через все эти реорганизации. В течение десятилетий он возглавлял автогараж хозяйства. В 1978 году впервые отмечался недавно учрежденный День работников автомобильного транспорта. Григорий Лабунский задался целью отметить профессиональный праздник осуществлением своей давнишней мечты. Уж больно хотелось Григорию Яковлевичу у ворот автогаража водрузить на пьедестал легендарную полуторку — машину, которая прошла все дороги Великой Отечественной войны. Но где ее взять в 1978 году? Артефакт на колесах чудом сохранился в райцентре, на заводе продтоваров. Заведующий гаражом придирчиво осмотрел машину. "Не то", — таково было его заключение. Ведь на полуторке было заменено все, что можно было заменить, в том числе кабина и рессоры. Дальнейшие поиски не дали положительного результата.

Тем временем праздник приближался. Григорий Яковлевич уже готов был к переговорам о замене, покупке раритета, обнаруженного на заводе продтоваров. Думал: "Подойдет, но на реставрацию потребуется время".

Янтарненский завгар частенько наведывался в Севастополь, где, случалось, на военном авторемонтном заводе свой подвижной состав ремонтировали, где удавалось запасными частями разжиться. Григорий Яковлевич был своим и в таксопарке, и у заготовителей черного и цветного металла. Так вот, в очередной раз приехал Григорий Лабунский в Севастополь, который считает своей второй родиной, и увидел на одной из его улиц… Да, именно полуторку. Конечно, он остановил ее. Мужчина за рулем сказал, что работает в школе завхозом и уцелевшая полуторка используется им в хозяйственных целях.

Журналисты — ветераны редакции "Славы Севастополя" уверены, что в 1975 году наша газета уже рассказывала о ней как о большой редкости в автомобильном парке.

Завгар, наверное, превысил свои служебные полномочия, поменяв новенький ГАЗ-53 на старенькую полуторку.

Память не сохранила имя водителя, которому было доверено пригнать своим ходом из Севастополя раритет на натруженных колесах в Янтарное. Но тот водитель сказал, что когда ехал на ГАЗ-53 в Севастополь, чуть дырку в талоне не схлопотал за мелкое нарушение. А вот когда двигался в обратном направлении, все милиционеры на перекрестках честь отдавали. Полуторке!

В совхозных мастерских ее разобрали до винтика. Затем, обновив узлы и детали, машину собрали, покрасили. Она стала, как новенькая. Перед тем как стать на вечную почетную стоянку, полуторка своим же ходом совершила по селу круг почета. В День работников автомобильного транспорта состоялась торжественная церемония открытия памятника с табличкой "Ветеранам водителям". Десять лет спустя он был взят на учет и под охрану как памятник местного значения.

Работники автогаража считают полуторку на пьедестале машиной под номером один. С нее начинается подготовка автомобилей к ежегодным техническим осмотрам.

Такова история полуторки с севастопольских улиц. Но она не единственная. Дом природы в Янтарном — это рубка рыбопромыслового судна "Алушта". Но сначала из Севастополя в село была доставлена мачта. Ее Григорий Лабунский выпросил у рыбаков СПОРП "Атлантика". Два года она валялась в гараже. И все эти годы Григорий Яковлевич обхаживал в Инкермане друзей — заготовителей лома цветных и черных металлов: "Уступите мне в порядке обмена корабельную рубку". (Она была притоплена в бухте). "Не можем, — отвечали янтарненцу. — На нее глаз положил один из городских начальников для собственной дачи". Через год Григорий Лабунский снова оказался в Инкермане, а рубка все еще "плавала" в соленой воде. "Забирай рубку", — сказали на сей раз друзья. "А как же начальник?" — спросил Григорий Яковлевич. "Нет начальника. Сняли", — последовал ответ.

Если полуторка на своих четырех сама прикатила в Янтарное, то с рубкой хлопот было невпроворот: негабаритный груз, несмотря на то что рубку разобрали по частям. На ее транспортировку едва хватило четырех КамАЗов, а на их рейсы потребовалось специальное разрешение областной Госавтоинспекции. Необычную поклажу везли не по традиционному маршруту через Симферополь, где акведуки, линии троллейбусов. Поехали через Николаевку и Саки. Предварительно Григорий Лабунский лично обследовал трассу.

Так рубка оказалась в Янтарном. И каково было удивление, что и она, и мачта — с "Алушты". Так их и установили рядом. Раньше в их снастях посвистывали ветры морей и океанов, теперь — ветры степи, широкой, как море.

И полуторка на пьедестале, и рубка с "Алушты" открыты для осмотра. Они стали достопримечательностями Янтарного. Такой же достопримечательностью села считается и то, чему отведено видное местечко во дворе теперь уже бывшего завгара. А отведено оно под памятный знак — валун песчаника с якорем и корабельными цепями. Камень доставлен из местного карьера, а все остальное — из Севастополя. Серебром горит табличка из нержавеющей стали. На ней лаконичный текст о том, что памятный знак установлен в честь 300-летия Российского флота.

О нем стало известно командованию Черноморского флота. Вскоре из головного штаба приехали бравые офицеры с поручением вручить Григорию Лабунскому медаль, учрежденную в честь 300-летию Российского флота, и удостоверение, подписанное президентом России.

Сын ветерана, Андрей Григорьевич, возглавляет в Янтарном агропредприятие. На видном месте в его кабинете висит рамка, за стеклом которой помещено свидетельство о присвоении Лабунскому-младшему звания "Почетный авиатор авиации Черноморского флота". Янтарненцы давно дружат с моряками-летчиками.

— В прошлом году 23 февраля сельчане дали в Доме офицеров в Гвардейском большой концерт, — говорит Андрей Лабунский, — регулярно проводим матчи волейболистов.

Взаимовыгодные связи распространены и на другие сферы деятельности.

…Автор этих заметок выезжал в Красногвардейский район совсем по другому поводу, о чем еще речь впереди. Но пишу и о том, чего не ожидал встретить в степи, о том, что согрело душу.

Другие статьи этого номера