Больная льгота

В потоке писем в нашу редакцию одной из основных тем была и остается проблема льготного проезда в городском транспорте общего пользования. Но если раньше писали лишь сами обиженные льготники и пенсионеры, то теперь к нам обратились и… водители.

Так, "от лица всех водителей, работающих на частных маршрутных автобусах нашего Севастополя" взял на себя смелость обратиться а нашу редакцию с заявлением гр. И.А. Витебский, проживающий по адресу: ул. Юмашева, д. 6. Вот что он пишет: "В каждом автобусе висит перечень 10-11 категорий льгот для бесплатного проезда. Неоднократно мы слышали от граждан этих категорий о том, что их союзы оплатили их перевозку нашим частным предприятиям (т.е. "крышам"). Ни один водитель не получает зарплату, только заставляют расписываться за нее. Также каждое утро, придя на работу, заправляет автобус за свои деньги плюс оплачивает двух диспетчеров, врача и стоянку. При всем этом водителей обязали возить льготников, за день их проезжает 25-30 человек. Действительно, у этих граждан есть великие заслуги перед государством, кому-то нужна помощь, но почему это делается за счет такого же гражданина Украины? Подписать заявление пофамильно все боятся, потому что ответ один: "Ты больше не работаешь" — без всяких объяснений. Поэтому просим помочь разобраться в следующих вопросах:

1. Оплачивают ли эти льготы нашим ЧП?

2. Почему это не оплачивается водителю?

3. Почему нас обязывают возить их бесплатно?

4. На каком основании к частному транспорту применяются льготы государственного транспорта, установленные Кабинетом министров?"

Ответить на эти вопросы, так сказать, официально мы попросили специалистов отдела транспорта и связи СГГА и руководителей некоторых АТП, выигравших право осуществлять общественные пассажироперевозки.

Во-первых, нас и наших читателей заверили, что "в Севастополе проблеме льготной перевозки граждан в общественном транспорте уделяется большое внимание, и это связано с тем, что в городе проживает около 120000 льготников, т.е. почти каждый третий житель". Во-вторых, перевозка льготников осуществляется только на основании договоров с управлением труда и социальной защиты населения, которое является главным распорядителем бюджетных средств. Договоры заключены по 25 маршрутам, которые охватывают населенные пункты, не связанные сообщением электротранспорта. Из 25 маршрутов 8 — на Северной стороне и 4 пригородных.

Кроме этого, как сообщили нам в отделе транспорта и связи, по своей инициативе перевозчики маршрутных такси взяли на себя обязательства перевозить бесплатно, без компенсации, следующие категории льготников: Героев Советского Союза и Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы трех степеней, инвалидов ВОВ 1-2-й групп и 1-й группы общего заболевания. Дополнительно часть перевозчиков взяла на себя обязательства по бесплатному провозу детей до 7 лет.

Кроме того, например, ЧП "Севтранстрест" во время школьных каникул возит и детей до 14 лет со скидкой 50%, а также бесплатно перевозит отличников средних школ N 10 и 11. ОАО "Севастопольское АТП-14330" бесплатно перевозит учащихся школ Балаклавы, несущих Вахту памяти на Посту N 1. ЧП "Евротранс" обязалось провести текущий ремонт автопавильона по ул. Богданова. ООО "СимСитиТранс" пообещало обновить автопарк новым транспортом, установить на автобусы систему автоматического оповещения пассажиров об остановках на маршруте.

В 2009 г. горгосадминистрация провела конкурсы на 23 городских маршрутах, одним из условий которых было определение одного места в каждом автобусе без компенсации из бюджета на бесплатную перевозку четырех категорий льготников (по согласованию с управлением труда и социальной защиты населения): ветеранов войны, инвалидов 1-й и 2-й групп, "чернобыльцев" I и II категорий, жертв нацистских преследований.

А 1 февраля 2010 г. между СГГА, Севастопольской организацией Украинского союза ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов) и руководителями АТП всех форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки транспортом общего пользования, подписан региональный меморандум, согласно которому перевозчики добровольно взяли на себя обязательства по обеспечению бесплатной перевозки членов семей погибших при исполнении воинских обязанностей и инвалидов (воинов-интернационалистов).

Отвечая конкретно на "заявление" И.А. Витебского, директор ЧП "Фирма "Эол" С.С. Мужицкий написал, что его предприятие, "выполняя указания отдела транспорта и связи СГГА, добровольно осуществляет перевозку льготной категории граждан, предусмотренной соответствующим законодательством Украины, а также родственников погибших в соответствии с меморандумом от 01.02.2010 г. без каких-либо компенсаций и дотаций со стороны государственных органов и общественных организаций". И добавил: "Водитель Витебский И.А. на нашем предприятии не работает. Жалоб от других водителей частного арендованного автотранспорта по поводу бесплатного проезда льготников в адрес руководства предприятия не поступало".

А вот что пишет директор ЧП "Магистраль-Юг" В.М. Рыков: "Указанные в заявлении Витебского И.А. факты оплаты водителем ГСМ, стоянок автотранспорта, диспетчеров и врача свидетельствуют о гибридной, не соответствующей правовой норме схеме взаимоотношений предприятия и сотрудников. Безусловно, перечисленные выше расходы являются естественными затратами предприятия и не должны входить в перечень функциональных обязанностей водителя.

Корни подобных нарушений, скорее всего, в неправильной организации производства, связанной с избыточным количеством транспорта, в использовании машин малой вместимости, не соответствующей затратам тарифной политики, и во многих других факторах. Отмеченная в заявлении перевозка льготных категорий граждан является болезненной темой для любого транспортного предприятия и в первую очередь из-за бесконтрольного пользования общественным транспортом. Выходом из данной ситуации могло бы быть индивидуальное дотирование льготников, что позволило бы дисциплинировать данное направление пассажирских перевозок…"

Директор ЧП "Севтранстрест" В.А. Маркевич также изучил обращение Витебского И.А. в газету "Слава Севастополя" и считает, что "факты, изложенные в обращении, надуманны и не отвечают действительности… "Севтранстрест" осуществляет льготные перевозки автобусами средней вместимости (N 109-А — 11 категорий граждан, N 107-А — 6 категорий, N 17-А — 6 категорий) по собственной инициативе, а также выполняет договорные обязательства с "заказчиком" — Севастопольской ГГА. На маршруте N 109-А предоставляют одно место инвалидам 2-й группы и инвалидам II категории — участникам ликвидации аварии на ЧАЭС и жертвам нацистских репрессий. Компенсации за бесплатную перевозку из городского бюджета или других организаций предприятие не получает. Считаю, что принятое решение по бесплатной перевозке было правильным".

А частный предприниматель В.Ф. Цыбулькин в ответ на письмо Витебского И.А. просто сообщил, что его АТП бесплатно перевозит все вышеперечисленные категории льготников, но компенсации из госбюджета не получает. Он считает, что вопросы, поднятые в письме, являются актуальными для всех перевозчиков, и при осуществлении соответствующих компенсаций готов обслуживать всех льготников.

Пока же отметим (в который раз), что многие льготники, увы, не могут пользоваться положенными скидками в общественном транспорте. Так, инвалид 2-й группы Ю.В. Ларин от своего имени и от лица пенсионеров пос. Андреевка и Солнечного давно просит городские и местные (пригородные) власти решить наконец вопрос об изменении на социально значимом автобусном маршруте N 42 "Пл. Захарова — Андреевка" нынешнее расписание льготных рейсов.

В частности, организовать льготный рейс с отправлением с площади Захарова в 15.30 или 16.00. Но вот вопрос, который не могут решить ни председатель Андреевского сельсовета Ю.В. Левашов, ни в отделе транспорта и связи СГГА: вместо какого другого льготного рейса должен выполняться этот "по просьбе"? Ведь, как следует из одного ответа инвалиду, "в настоящее время увеличение количества льготных рейсов может быть только при условии увеличения финансирования из госбюджета на компенсацию убытков перевозчика от перевозки льготных категорий населения".

Но в данном, конкретном, случае почему-то верится, что нужный рейс все же "организуется". А вот что будет с больной льготой вообще?.. Ведь общие "безликие" льготы, по общему мнению, уже устарели. По опыту европейских стран и наших ближайших соседей, переход на адресную дотацию позволит учесть материальное положение всех тех, кто реально нуждается в помощи, обеспечивая одновременно государству прозрачное целевое использование бюджетных средств. Это даст шанс финансово оздоровить сектор пассажирских перевозок и подтолкнуть его техническое развитие.

МЕРЫ ПРИНЯТЫ ОПЕРАТИВНО

Буквально накануне выхода этого материала в печать редакционная почта принесла еще одно "традиционное" письмо: жительница осажденного Севастополя (приравнены в льготах к участникам ВОВ) С.Д. Младзиновская, сейчас проживающая в Кадыковке, пожаловалась на несоблюдение правил льготных перевозок на маршруте N 108. Причем ей нагрубили, а затем, когда она обратилась за справедливостью в офис АТП, еще и сказали неправду, что этот водитель, мол, уже уволен. Но потом она увидела автобус с номером СН 60-65 АЕ и знакомого водителя, ее обидчика. Она опять позвонила в офис, там обещали разобраться.

Дело было в самом начале февраля. Не дождавшись, наша читательница обратилась за помощью в "Славу". В тот же день мы сообщили об этом в отдел транспорта и связи СГГА и спустя всего лишь два часа получили оттуда письменный ответ: "Сотрудники отдела транспорта и связи связались со Светланой Дмитриевной и извинились за действия водителя. А чтобы такие ситуации не повторялись, они просят через газету всех заслуженных севастопольцев, пользующихся льготами в общественном транспорте, заранее (а не перед выходом!) заявлять водителям о своем статусе и интересоваться о наличии в данном автобусе одного льготного места, согласно условиям конкурса и заключенного с заказчиком (СГГА) договором на право перевозок. Тогда проблем не будет, т.к. работа с водительским составом — это совместный труд перевозчиков, организаторов маршрутов и потребителей услуг — всех севастопольцев".

Сергей КОШКИН.

КСТАТИ

Частное малое многопрофильное предприятие "ДЮН", являющееся в настоящее время единственным пассажироперевозчиком в Джанкое, прекратило работу "социальных" автобусов в связи с большой задолженностью перед ним по выплате компенсаций за перевозку граждан льготной категории в размере 234000 грн. При этом перевозчик считает, что, учитывая количество льготников, предприятию в год необходимо около 3,5 млн грн. Он также выразил мнение, что было бы более целесообразным ввести адресную помощь льготникам.

В ТЕМУ

В Минтрансе Крыма настаивают на пересмотре тарифов на услуги по перевозке пассажиров на автотранспорте, сообщил министр транспорта и связи АРК Николай Черевков. По его словам, несмотря на рост цен на бензин и ГСМ, тарифы на перевозку пассажиров на автотранспорте не пересматривались уже на протяжении почти полутора лет, и на сегодняшний день они являются экономически необоснованными. Кроме того, министр сообщил, что сегодня перевозчикам практически не компенсируются затраты за перевозку льготных категорий граждан. По его данным, на перевозку льготников на пассажирском транспорте в 2009 г. Крым нуждался в 150 млн грн, в госбюджете было предусмотрено только 7,5 млн, при этом фактически выделено немногим более 5 млн. "То есть мы тем самым не способствует развитию пассажирского транспорта", — посетовал Н. Черевков. В настоящее время документы на повышение тарифов находятся на рассмотрении в Минэкономики Крыма, а после согласования данный вопрос будет вынесен на заседание Совмина АРК. Между тем многие перевозчики взяли кредиты для того, чтобы соответствующим образом подготовиться к курортному сезону.

Другие статьи этого номера