Борис ЗЕЛИНСКИЙ: "Пока для большинства туристов Севастополь — город однодневного посещения!"

Вопреки стремлению властей сделать из города-героя курорт, даже летний сезон не приносит в казну сколько-нибудь значимых поступлений. В бизнесе, занятом обслуживанием приезжих, легально занято не более 5-7% населения, в основном сидящих на едином налоге. Соответственно получает от туризма и местный бюджет. Да, высокопоставленные еврочиновники по итогам недавно состоявшейся в Севастополе конференции в рамках реализации проекта ЕС "Совместная инициатива по сотрудничеству в Крыму" признали, что туризм в нашем регионе — весьма перспективная отрасль для развития. И помощь пообещали оказывать, но подчеркнули, что инвесторы хотят, чтобы УЖЕ было, куда вкладывать. А туриндустрия, в отличие от веками складывавшегося портово-приморского хозяйства, у нас еще в "зачаточном" состоянии. В том числе и круизная. Парадокс, но то, что туризм в Севастополе пока неконкурентоспособен, признают даже сами "киты" этого вида бизнеса. Почему так и как выжить в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке? На этот и другие вопросы мы попросили ответить коренного севастопольца, члена президиума Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ), председателя рабочей группы въездного и внутреннего туризма АЛТУ, президента крупнейшего туристического холдинга в Украине — группы компаний "Кандагар" Бориса Зелинского. — Борис Валерьевич, лет 12 назад мы с вами уже делали одно интервью для "Славы Севастополя" о перспективах въездного туризма, говорили, что нужно для развития этой сферы городской экономики. Много воды утекло с тех пор, но многое ли изменилось?

— А практически ничего — в плане создания нормальных условий для развития туриндустрии в стране и в нашем регионе. Дальше декларации о намерениях дело не идет.

— Но вы же не хотите быть тоже голословными? И знаете, надеюсь, не только "кто виноват", но и "что делать"? Ведь ваша компания около 17 лет работает на внутреннем туристическом рынке и специализируется на приеме отдыхающих в Украине, России, Беларуси, Балтии, Скандинавии. И за эти годы "Кандагар" не только выжил, но и сумел активно развить свой бизнес, накопил колоссальный опыт в этой сфере. А вы лично можете сравнивать, где на деле туризму как направлению главного развития отдан реальный приоритет в экономике. Скажите, вы верите, что львиную долю бюджета Севастополя может образовывать туризм? И когда, если это вообще возможно?

— Без веры и уверенности вести какой бы то ни было бизнес вообще нельзя, особенно у нас. Все, чего мы добились за эти годы, было сделано скорее вопреки действительности, окружающей нас. Если туризм в таких индустриально развитых странах, как Франция, Италия, Испания, Англия, Турция, занимает 1-3-е места в ВВП, то исключительно благодаря развитию этой отрасти. Там качественный скачок получают и смежные отрасти хозяйства — транспортное, строительное, сельское хозяйство, торговля и общепит. Украина же, имея уникальный рекреационно-туристический потенциал, в него, к сожалению, не вкладывает, не развивает, не рекламирует. Если говорить о нашем полуострове и нашем городе (уникальных местах на мировой карте), картина почти та же: годы идут, а воз и ныне там.

— Уважаемый Борис Валерьевич, именно эти мысли и такими же словами вы озвучивали в нашей первой беседе…

— Увы, все утверждения, что туризм вот-вот "накормит" весь город, давно стали простой декларацией. Но я по-прежнему считаю, что Севастополь может, хотя, конечно, и не в ближайшие годы, сделать туризм ОДНОЙ из бюджетообразующих отраслей городской экономики.

К сожалению, со времени моего первого интервью проблем не уменьшилось, а добавилось. И это происходило по мере того, как мы вставали на ноги, пройдя путь от 12-метровой комнатушки-офиса при трех сотрудниках до крупнейшего туристического холдинга в Украине по приему туристов, который сейчас насчитывает до 90 высококвалифицированных специалистов. Без преувеличения скажу: нам есть чем гордиться. Открыли свои представительства в Киеве, Москве, Минске, Риге. И уже с помощью нынешних возможностей реализуем свою главную задачу — популяризировать курорты Украины, Крыма, красоты и достопримечательности нашего города-героя. Чтобы как можно больше туристов приехало к нам!

Если в 1994-м, нашем первом сезоне, мы обслужили лишь порядка 100 человек, в 1998-м — более 450, то в 2008-м, рекордном пока для нас, — около 40000 туристов путешествовали и оздоравливались с нашей помощью. И львиная доля отдохнула именно у нас, в Крыму. Очень хочется развивать это направление, но есть много разных "но"!

— Каких конкретно?

— Главное, что у нас в городе и Украине нет базы для СОВРЕМЕННОЙ туристической инфраструктуры. Почему? По глубокому убеждению предпринимателей, во-первых, из-за высокого уровня коррупции — и на местах, и в "верхах", — который не дает инвесторам возможности реализовывать свои проекты. Во-вторых, это несовершенство законодательства, которое не привлекает потенциального инвестора, а отталкивает. В третьих, недопонимание на госуровне важности туриндустрии для экономики страны.

Еще одним тормозом до недавнего времени была политическая нестабильность. Сейчас, слава Богу, хоть в этом направлении дело налаживается. Да и сам президент обещает, пусть пока лишь отельерам, режим наибольшего благоприятствования при строительстве новых объектов. Правда, в рамках подготовки к Евро-2012.

А ведь и Севастополь обладает уникальными возможностями для полноценного туризма, отдыха и познания. Но остается пока городом однодневного посещения. Ибо нет нужного количества 2-4-звездочных городских отелей, пляжных кемпингов и пансионатов. Практически полностью отсутствует реклама рекреационно-туристических возможностей нашего региона в СМИ, а в информационном поле за последние годы была доминанта, что Севастополь — это регион напряжения и противостояния (проблемы с базированием Черноморского флота, противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти и т.п.). О чем говорить, если до сих пор на турвыставках к нам подходят люди и задают вопросы: когда откроют Севастополь и Балаклаву и где можно оформить пропуск для проезда к нам?

— Так что мешает развивать туризм на нашем, региональном уровне?

— Да все то же: растущий год от года уровень "взяткоемкости" при начале каждого дела и отсутствие законодательных гарантий для инвестора. Я знаю, что говорю, т.к., помимо бизнеса, занимаюсь активной общественной деятельностью, вхожу в состав правления Российского союза туриндустрии (РСТ), являюсь представителем РСТ в Севастополе. Возглавляю комитет по въездному и внутреннему туризму Ассоциации лидеров турбизнеса Украины (АЛТУ).

Неоднократно потенциальные инвесторы приезжали в наш регион, и мы им давали различные консультации по вопросам организации различных инвестиционных проектов, но, изучив законодательно-нормативную базу, пообщавшись с теми, кто уже пытался что-то тут сделать, чаще всего отказывались от вложения каких-либо средств.

Особенно показательна была организация в Крыму зон приоритетного развития, люди вложили большие средства в проекты: пансионат "Алушта", аквапарк в Алуште, отель "Пальмира-Палас" в Ялте и др. Но когда деньги были вложены, "зоны" были ликвидированы. Соответственно вопрос окупаемости вложенных средств повис в воздухе. Печально, одним словом… А ведь когда просчитывали возможную отдачу вложенных туда средств, даже 10 лет ожидания не пугали, на это шли! Потом же просто констатировали: окупить это невозможно, мы, мол, даже не предполагали, на что шли…

— А вы сами пытались инвестировать какие-то проекты в Севастополе и Крыму? Или легче открывать представительства в других регионах?

— В Севастополе, пытаясь осуществить даже не мини-, а микропроекты, мы сталкивались с таким ворохом проблем, которые представить и вообразить себе практически невозможно. Например, мы арендуем офис площадью около 70 кв. м по ул. Адмирала Октябрьского, 12, у городского фонда коммунального имущества. Данное помещение находилось в аварийном состоянии, мы приняли решение за собственные средства сделать капитальный ремонт этого объекта, работы возможно было осуществить в течение 3-4 месяцев. Данный вопрос нам пришлось согласовывать с огромным количеством всевозможных инстанций; документация и переписка по этому вопросу продолжались около двух лет, весовой объем документов "тянул" более чем на 10 кг.

Далее: находясь в этом помещении, мы платили городу арендную плату. В один прекрасный день ее увеличили в разы. Это произошло в августе, и нам было предложено выплатить задним числом проиндексированную арендную плату с 1 января, единоразово выплатив в городской бюджет крупную сумму, которая не была предусмотрена нашим бизнес-планом, в противном случае предлагалось освободить занимаемое помещение.

В другом нашем офисе по адресу: ул. Олега Кошевого, 1/1, мы пытаемся на законном основании получить землю под наше строение (это требование действующего законодательства Украины). В течение двух лет мы этого сделать не можем. Подчеркиваю, что мы пытаемся все делать по закону, не даем взяток для ускорения решения тех или иных вопросов. Вывод напрашивается соответствующий. Поэтому приходится развивать свою деятельность в других регионах, т.к. на сегодняшний день, я считаю, инвестиции в наш регион бесперспективны.

А в то же время в наших лучших рекреационных зонах вместо кемпингов, пансионатов растут как грибы коттеджи и дачи местной номенклатуры, часть из которых потом со временем превращается в незарегистрованные мини-гостиницы. Если все такими темпами пойдет и дальше, то, по моему мнению, места для серьезных инвесторов в Севастополе просто не останется.

— Что же делать?

— Местным властям по силам обуздать разгул взяточничества и кумовства среди чиновников. И нечего кивать на законодательство: оно это позволяет. Тем более что город наш небольшой и все всё знают. Второе: выделять достаточные средства на рекламную кампанию Севастополя прежде всего как центра культурно-исторического и религиозного туризма, делать наш порт привлекательным для захода как можно большего количества круизных иностранных судов, а также яхт, путешествующих по Черному морю.

Дать импульс для развития аэропорта "Бельбек", в перспективе сделать из него главные воздушные ворота Крыма. Параллельно строить современную базу для отдыха и оздоровления тех, кто приезжает за впечатлениями, но хочет остаться на длительное время. Пока гости города лишь приезжают к нам на день, а живут в других крымских регионах, словно Севастополь так и остается "закрытым" городом. Также нужно решать вопросы землепользования в интересах тех, кто не на словах, а на деле способен развивать экономику города.

— То есть ваш прогноз неутешителен?

— Надежда еще теплится. Наш новый мэр города Валерий Саратов сказал (цитирую): "Я максимально быстро должен навести порядок, для того чтобы исключить все эти поборы, откаты, взятки. Я тут местный. Проблемы знаю, людей знаю, я не испытываю сложности с пониманием того, что делать". Добавим сюда появление в городе новых руководителей прокуратуры, налоговой, МВД, СБУ. Надеюсь, что что-то будет меняться в лучшую сторону, и жители города, предприниматели и потенциальные инвесторы это увидят в ближайшее время.

— Спасибо! Успехов вам.

Другие статьи этого номера