"Эти дети, как сундучки со сломанными замками, а открой их — там такое богатство!"

Этот детский утренник мог бы остаться незамеченным. Но так бывает, что чья-то активная жизненная позиция не позволяет молчать. На базе средней общеобразовательной школы N 15 прошел детский спектакль "Волк и семеро козлят", участие в котором приняли дети с ДЦП. Этот опыт, на наш взгляд, заслуживает самого пристального внимания, и не только медиков и педагогов. Почему? Об этом — в интервью с преподавателем музыкальной школы N 1 им. Римского-Корсакова Анной ГЛОТОВОЙ.

— Анна, как получилось, что вашими воспитанниками, участниками спектакля "Волк и семеро козлят", стали не совсем обычные дети?

— Я — преподаватель по классу фортепиано в первой городской музыкальной школе. Как известно, наши воспитанники при поступлении обычно проходят конкурсный отбор. Но так сложились обстоятельства, что через частные занятия у меня появился опыт работы с детьми с ДЦП. В основном заболевание этих ребят носило характер легкой или средней тяжести. Но однажды меня попросили дать уроки музыки ребенку, страдающему ДЦП, который не мог ходить, членораздельно разговаривать, вздрагивал всем телом от каждого звука. Никогда не забуду, какое смятение поднялось тогда у меня в душе. Я откровенно испугалась. Подумала, что Саша (так звали мальчика) даже до клавиш не сможет дотянуться, не то чтобы извлечь из инструмента какие-то звуки. Но мама ребенка настойчиво уговаривала, и я, переборов собственный страх, рискнула. Спустя какое-то время Саша стал другим. У него заметно развился речевой аппарат, он начал петь. В занятия музыкой мальчик вкладывал столько физических и душевных сил, что к этому нельзя было безучастно относиться. Иногда он в прямом смысле слова помогал рукам своим носом. Но главным было то, что эти занятия доставляли ему огромную радость.

— Надо полагать, что после такого опыта вы кардинально пересмотрели свои взгляды на творческие возможности детей, которым по медицинским показаниям пение, игра на фортепиано, как говорится, не снились?

— Я убеждена, что все люди от рождения музыкально одарены — у всех есть слух и чувство ритма, и дети с ДЦП — не исключение. Но дотянуться до клавиш им не просто трудно, а зачастую больно. Тем не менее желание овладеть инструментом, играть на нем оказывается сильнее.

Вспоминаю девочку, характеристику голоса которой я сформулировала для себя как шелест. Голосовые связки были совершенно не разработаны, как и пальцы рук. Занятия пением по специальной методике помогли ребенку поставить правильное дыхание. Сегодня она поет. Игра на фортепиано развила моторику рук, укрепила мышцы спины, всего корпуса. Моя ученица Соня Тимчур, например, благодаря игре на фортепиано смогла пойти в первый класс обычной школы. Ее родители расценили это как несомненный успех.

Многие дети, а тем более с ДЦП, часто бывают в себе не уверены. Миша Непип мне напоминал маленького мышонка, который всего боится. Мальчик был настолько не уверен в своих силах, что все время боялся упасть, неважно, стоял он или сидел на стуле. Сегодня Миша успешно обучается музыке, поет. У него появились скоординированные движения рук, развился речевой аппарат, улучшилась моторика. Кроме того, оказалось, что это очень восприимчивый ребенок с прекрасным чувством юмора. Вероятно, главная проблема этих детей даже не в наличии сурового диагноза. Диагноз — это уже свершившийся факт. Проблема в том, что в нашем обществе, кроме оказания медицинских услуг, с такими детьми не знают что делать. Я же, когда моя не совсем обычная группа достигла более десяти человек, пришла к выводу: дети с ДЦП творчески одарены, как и здоровые дети. Они словно сундучки со сломанными замками, а открой их — там такое богатство!

— На какие знания вы опираетесь в работе с такими детьми?

— Помогает большой педагогический стаж. Не прошли даром два курса обучения дефектологии и логопедии в одном из украинских университетов. Многое приходится внедрять интуитивно. Иногда ночь не сплю, думаю, как подойти к занятиям с тем или иным ребенком, с чего начать. Диагноз здесь — это лишь несколько строк в медицинской карте. При непосредственном общении все оказывается сложнее. Иной раз, чтобы наладить контакт с учеником, волей-неволей сначала приходится оказывать психологическую помощь его маме. К сожалению, часто родители детей-инвалидов сами доходят до крайнего нервного истощения, испытывают непомерную усталость. Одна молодая мама стала водить ко мне своего ребенка, будучи в сильнейшей депрессии. С потухшими глазами, поникшая, обреченная женщина… Примерно так же выглядела и ее дочь. Мои простые вопросы: "Что вы любите петь, какую музыку слушаете, когда в последний раз танцевали?" — повергли женщину в шок. Она сказала: "Как я могу себе такое позволить? У меня же горе". С помощью ирландской музыки мне все-таки удалось перенастроить ее. Я убедила, что все, что эта женщина делает для себя, она делает и для своего ребенка. Сегодня малышка, которая в начале занятий даже голову держать не могла, самостоятельно сидит за фортепиано. Играет обеими руками, а если не хватает сил взять аккорд, нажимает на клавишу двумя пальчиками. Импровизирует, пытается придумывать музыку сама. Недавно спрашиваю ее: "Про что поешь?" "Про любовь", — говорит девчушка, которой от роду пять лет.

— В чем же секрет силы музыки?

— В мире давно существует такое понятие, как музыкотерапия. В России, например, некоторые вузы подготавливают специалистов — музыкотерапевтов. Доказано, что музыка оказывает волновое воздействие на все наши органы. Организм откликается на звуковые вибрации, при этом может возникать как положительный, так и отрицательный эффект. Музыкой можно унять боль или, наоборот, вызвать душевное, физическое расстройство. Об этом известно с глубокой древности. Однако приемы звукового воздействия на психику и здоровье людей не исчерпываются только эмоциональным фактором. Занятия на музыкальном инструменте помогают сбалансировать опорно-двигательный аппарат, укрепить определенные мышцы тела, развивают координацию движений. Мои ученики, осознавая, что смогли овладеть определенными навыками, расцветают как личности. А впрочем, они уже и есть личности. Андрей Момотов, мой ученик, к сожалению, не может самостоятельно передвигаться. Но это настолько большой (хотя по возрасту еще маленький) человек, что вызывает восхищение. Музыкальные, голосовые данные ребенка великолепны. Но пока он еще не научился ритмично дышать.

Есть вещи, которые трудно объяснить. Но я вижу результат, и он поразителен. Миша Лащенко имеет серьезные нарушения органов слуха. Фактически мальчик слушает музыку… руками. Он чувствует вибрации инструмента и поет.

— Как у вас родилась идея задействовать детей с серьезными проблемами в здоровье в самодеятельном спектакле? Кто вам в этом помогал?

— Признаться, "Волк и семеро козлят" — это не первая наша попытка. Зимой мы замахнулись на "Красную шапочку". А помогали в этом в первую очередь родители: мы вместе придумывали сценарий, подбирали костюмы. Очень важный момент: когда я начала работать с детьми-инвалидами, узнала, что в большинстве случаев их родители — это потрясающие, красивые, интеллигентные люди. К сожалению, в нашем обществе бытует другой стереотип. Да, нередко мужчины оставляют семьи, где столько проблем. Но если мужчина не ушел и воспитывает ребенка наравне с матерью, то, как правило, это замечательный, ответственный человек. Самое главное, чтобы родители сами не ставили перед собой и детьми искусственные преграды, утверждая: это моему ребенку не по силам, это он не сможет, это не для нас. Не надо ставить вопрос: "Сможет ли мой сын (дочь) быть здоровым?" Есть, к сожалению, необратимые процессы. Надо спрашивать так: "Может ли мой ребенок быть счастлив на допустимом для него уровне?" Я благодарна судьбе, что она свела меня с такими сильными, позитивными, несмотря ни на что, людьми, как Людмила Момотова, Татьяна Серебрякова, Елена Фастович, Дамир и Юлия Султангеровы, и другими.

Наше общество должно взрослеть и всячески содействовать тому, чтобы дети с ограниченными физическими возможностями не чувствовали себя изолированными, не становились заключенными в собственном доме.

Анна Глотова, родительская общественность выражают большую признательность всем, кто помог им провести спектакль (возможно, это было впервые в городе!) с участием детей, страдающих разными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы: волонтерам-студентам, стипендиатам Фонда социально-экономического развития "Новые люди", активистам благотворительной организации "Дом Солнца", психологу благотворительного фонда "Промiнь надiї" И.З. Скоряковой.

Интервью провела Оксана НЕПОМНЯЩИХ.

Вместо послесловия

Газета "Факты" в N 89 за 21.05.2010 рассказала о 14-летнем пианисте Ярославе Быхе из Чернигова, у которого правая рука короче левой и парализована от рождения. Несмотря на это, мальчик виртуозно играет на фортепиано: не так давно он занял второе место на фортепианном конкурсе им. Святослава Рихтера. На сегодняшний день врачи не решаются на сложную операцию. Вследствие недуга Ярославу трудно дотягиваться до клавиш, ему не всегда удается взять аккорд с нужной силой, во время исполнения сложных произведений правая рука Ярослава становится горячей, а сам мальчик покрывается испариной. Тем не менее ребенок имеет музыкальный дар и уже получил признание. Не так давно Ярослав Бых стал победителем в номинации "Редкий талант" Всеукраинского конкурса "Гордость Украины".

Другие статьи этого номера