Проблемы вертикального транспорта

Полторы сотни лет назад американский инженер Элайш Отис представил на международной выставке в Нью-Йорке свое изобретение — лифт. Эту новацию первыми по достоинству оценили строительные компании, понимавшие, что жить в многоэтажных домах без вертикального транспорта никто не согласится. Лифты в короткий срок получили широкое распространение во всем мире и в последующие годы прошли несколько этапов модернизации. Недавно в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что в Японии в небоскребе высотой 571 метр установили лифт, который почти бесшумно двигается со скоростью 60 километров в час и преодолевает расстояние в сто этажей за 40 секунд. Нам не до таких диковинок. Мы довольны и тем, что в наших высотках стоят лифты, сконструированные в середине прошлого века, и когда садимся в вибрирующую кабину, то молим Бога, чтобы она не остановилась на полпути, подняла нас до нужного этажа и двери открылись. Как должное мы воспринимаем и сообщение о том, что лифт временно не работает, и поднимаемся к своей квартире по лестнице.
Наш корреспондент встретился с заместителем начальника РСУ "Севастопольлифт" М.Я.ЛОКТИОНОВОЙ и задал ей несколько вопросов. — Марина Яковлевна, как вы оцениваете состояние лифтового хозяйства города?

— В жилых домах и административных зданиях города более 1100 лифтов. Многие из них установлены 25 лет назад. В соответствии с правилами эксплуатации лифты, достигшие предельного срока эксплуатации, должны подвергаться экспертному обследованию, после которого необходимо устранять выявленные дефекты. В простое в городе постоянно находится около 1 процента лифтов. Естественно, это вызывает недовольство жителей высотных домов. Вместе с тем хочу сказать, что процент простоя у нас — самый низкий в Украине. Близкий к предельному износ лифтов является следствием недостатка бюджетных финансовых средств на их обновление, а также на капитальный ремонт.

Путем предельного напряжения сил коллективу пока удается держаться на плаву, несмотря на почти двухмиллионный долг "Севастопольлифту" главного управления ЖКХ. Только РЭП-16 задолжал нам 367 тысяч гривен. Из всех ремонтно-эксплуатационных предприятий своевременно рассчитывается с нами лишь "Жилсервис-5". Остальные, получая с жильцов квартплату, в которую входит и оплата нашей услуги, затягивают перечисление нам денег.

— Почему плата за пользование лифтом исчисляется не с учетом числа прописанных в квартире, а исходя из ее площади? Разве это разумно?

— В мае 2009 года Кабинет министров принял постановление N 529, которым установлено, что плата за пользование лифтом определяется тарифом одного квадратного метра, который умножается на число квадратных метров общей площади квартиры. Сейчас тариф одного квадратного метра жилплощади, утвержденный сессией горсовета, составляет 38,5 копейки. Не думаю, что делать расчет оплаты лифта, исходя из числа прописанных в квартире, было бы более целесообразным. Есть немало случаев, когда в квартире прописано меньшее число людей, чем фактически живут и пользуются лифтом. То есть оба варианта оплаты услуг лифтеров нельзя признать совершенными.

— Вы, конечно, помните, что несколько лет в городе делалась попытка внедрить использование жильцами лифтов с помощью чип-карт. Насколько мне известно, они прижились в Ялте, и там нет проблем с оплатой услуги. Купив пластиковую карточку, человек сам решал, когда ему пользоваться лифтом, а когда передвигаться по лестнице.

— К сожалению, у нас этот эксперимент не получил развития. Установленные в жилом доме пульты управления лифтами были варварски выломаны, и от попытки внедрить в городе чип-карты главное управление ЖКХ отказалось. Это не единственный случай, когда низкий уровень коммунальной культуры севастопольцев становится непреодолимым препятствием на пути не только внедрения новаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но и обеспечения безаварийной работы лифтового хозяйства. Только в этом году было подожжено три кабины, охотниками за металлоломом разграблено 25 машинных помещений лифтов. В городе есть три категории собственников лифтов: горсовет в лице рэпов, жилищно-строительные кооперативы и предприятия, имеющие ведомственное жилье. И никто из этих собственников не проявляет заботу о своевременном проведении технической экспертизы своего вертикального электротранспорта, о сохранности своего имущества.

— Марина Яковлевна, верно ли, что на улицах Шевченко, Маринеско есть заселенные несколько лет назад дома с лифтами, которыми жильцы до сих пор не могут пользоваться? Неужели такое возможно?

— Это происходит, когда государственная комиссия дает все-таки разрешение на заселение жилого дома, хотя лифт в нем не прошел первичное техническое освидетельствование, не зарегистрирован инспекцией Госнадзорохрантруда и официально не принят в эксплуатацию. В результате даже когда главное управление ЖКХ выделяет финансовые средства на ввод лифтов в эксплуатацию или жильцы собирают на это свои деньги, истребовать у генподрядчика необходимые документы крайне затруднительно. В итоге заложниками этого безобразия становятся жильцы многоэтажки, которые при заселении и предположить не могли, что им не один год придется осуществлять восхождения и спуски по лестнице.

В Севастополе в домах с лифтами живет около 100 тысяч человек. Для некоторых из них надежная работа лифта — это не только комфортность существования, но и вопрос жизни и смерти. Если лифт отключен, то престарелый, больной человек лишается возможности ступить на грешную землю, чтобы подышать свежим воздухом. Если лифт не работает, то некоторые врачи отказываются подниматься по лестнице на верхние этажи. Пришло время осознать, что лифтовая проблема из финансово-технической давно уже превратилась в социальную.

Другие статьи этого номера