"Вальс" севастопольских кризисов

Севастополь является административно-территориальной единицей Украины со специальным статусом, который предопределен прежде всего важной ролью города в оборонном комплексе Украины и значением его морехозяйственного и агропромышленного комплексов, курортно-рекреационной и туристической сферы. Однако инвестиционная привлекательность Севастополя должным образом не реализуется из-за его значительных инфраструктурных и экологических проблем развития, в частности, в сфере обеспечения питьевой водой, отведения и очистки стоков, отопления жилья, наличия образовательных и лечебных заведений. Для решения этих вопросов в 2006 году была принята Программа устойчивого социально-экономического, экологического и культурного развития Севастополя на период до 2015 года.Коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты аудита выполнения в 2006-2009 годах Программы и констатировала, что Севастопольская городская госадминистрация, как ее главный исполнитель, и Министерство экономики Украины, как государственный заказчик данной программы, при отсутствии контроля со стороны Кабинета министров Украины, не обеспечили исполнения и управления Программой устойчивого социально-экономического, экологического и культурного развития Севастополя на период до 2015 года.

Из утвержденных на 2006-2009 годы 59 мероприятий не выполнено 90%. Кроме того, 137 млн грн бюджетных средств использовано с нарушением законодательства. Главными причинами этого стали несоблюдение требований законодательства при формировании и утверждении Программы, ограниченность и бессистемный характер ее финансирования (профинансировано на 25 процентов от запланированного), бесконтрольность реализации мероприятий Программы со стороны Севастопольской горгосадминистрации и Минэкономики.

Так, при отсутствии обеспечения Севастопольской городской государственной администрацией государственного контроля за состоянием финансовой дисциплины, учета и отчетности в ее структурных подразделениях управлением капитального строительства СГГА израсходовано с нарушением законодательства по вопросам порядка финансирования капитального строительства, осуществления государственных закупок 65,6 млн грн бюджетных средств, направленных на выполнение мероприятий Программы. Из них, при отсутствии актов выполненных работ, на расходы незаконно списано 19,1 млн гривен. Кроме того, не подтверждено актами выполненных работ, проектно-сметной и разрешительной документацией (которые якобы переданы Московской коллегии адвокатов "Инюрколлегия" для проведения правовой экспертизы) использование 72,3 млн гривен.

Вопреки требованиям законодательных актов, которые четко определяют порядок формирования и содержание государственных целевых программ, Программа содержит несогласованные и нечеткие положения, нереальные источники финансирования, которые делают заведомо невозможным выполнение ее мероприятий и достижение определенной цели.

В результате остаются нерешенными проблемы по отведению и очистке стоков; сохраняется угроза прекращения водоснабжения для 50% жителей Севастополя; из аварийных домов, которые не подлежат капитальному ремонту, не отселено полтысячи семей; из-за незавершения еще в запланированном 2008 году строительства газопровода через Севастопольскую бухту к центральной части города жители Гагаринского района не получают качественных услуг по отоплению жилищ.

При значительном росте в Севастополе уровня онкозаболеваний предусмотренное Программой строительство в 2008-2009 годах пристройки к городскому онкологическому диспансеру не начато. Кроме того, при увеличении очереди детей в дошкольные учебные заведения города, которая достигла 2,8 тыс. лиц, не начато запланированное строительство детского садика по ул. Т. Шевченко.

Фактически не финансировались и не выполнялись основные мероприятия инвестиционного направления, которые влияют на экономический потенциал города, в частности по реализации программы развития ОАО "Севастопольский Морской завод" и морского торгового порта.

Несмотря на существенные проблемы с финансированием, Севастопольская горгосадминистрация и Минэкономики предложений относительно изменения объемов финансирования, перечня мероприятий, сроков их выполнения в правительство в 2006-2009 годах не вносили, а следовательно, соответствующие решения не принимались.

Нерешенность значительного количества жилищно-коммунальных и экологических проблем негативно влияет на инвестиционную привлекательность города и, соответственно, сдерживает его социально-экономическое развитие, обостряет проблемы с предоставлением жителям города гарантированных государством прав на труд, здравоохранение, образование и жилье.

Объемы промышленной продукции за этот период упали почти на треть, удельный вес убыточных предприятий вырос до 41,6 процента. Уровень безработицы в 2009 году по сравнению с предыдущим годом увеличился в 2 раза и составил 6,5 процента. Во столько же раз выросла задолженность по заработной плате наемных работников, при том, что ее реальный объем сократился на 5,6 процента и снизился относительно среднего уровня по Украине.

Коллегия Счетной палаты отмечает, что Программа устойчивого социально-экономического, экологического и культурного развития Севастополя на период до 2015 года является недейственной, выполняется формально. При таких условиях последующее ее выполнение в действующей редакции не обеспечит достижения поставленной цели — Программа нуждается в существенных корректировках и утверждении в новой редакции.

По результатам аудита проинформированы Верховная Рада Украины, Кабинет министров Украины и Генеральная прокуратура Украины для соответствующего реагирования.

Другие статьи этого номера