Скоро 1 сентября — "день освобождения Севастополя"!

Эта горькая шутка севастопольцев, родившаяся еще в условиях летней сутолоки и дефицита при социализме, увы, остается востребованной у большинства жителей города-героя и сегодня… Почему? Попробуем разобраться.

Лето в Севастополе — уже при капитализме — это та же сутолока везде, дискомфорт для аборигенов и супердороговизна буквально на все! Ни город, так и не имеющий инфраструктуры цивилизованного приема туристов, ни горожане, в основной своей массе, выгоды от наплыва туристов по-прежнему не ощущают. За исключением тех, кто сумел построить мини-отель, точку общепита, прикупить яхту или, на худой конец, — гидроцикл с "бананом", чтобы так стричь "купоны" три месяца в году. От всего этого местная казна имеет который год подряд жалкие копейки (остальное — мимо кассы!), а бюджетники и пенсионеры — массу дискомфорта (судя по их письмам). Вот и думайте сами, решайте сами: кому сезон "в руку"? Севастополь-то — не Ялта. Здесь испокон веков — другие источники дохода для громады. И враз (что такое 20 лет?..) переориентировать на другие финпотоки не получается. Тем более, что делиться этими "потоками" их получающие не торопятся.

По словам зампреда Совмина АРК Георгия Псарева, "в настоящее время большая часть объектов санаторно-курортного комплекса работает "в тени". При этом значительные суммы поступлений от их работы идут не в бюджет Крыма, а в карманы хозяев, не зарегистрировавших свой бизнес". Вот почему Совмин Крыма решил-таки всерьез взяться в первую очередь за "отельных" и разработать изменения в действующее законодательство относительно легализации мини-гостиниц полуострова. Межведомственная комиссия по вопросу совершенствования законодательства в сфере предоставления услуг временного размещения (проживания) в частном жилом секторе занимается этим. В частности, планируется внести ряд изменений в законы Украины "О системе налогообложения", "О пожарной безопасности" и др. Местным органам исполнительной власти рекомендовано обеспечить ведение реестра собственников домовладений, предоставляющих услуги по временному проживанию отдыхающих.

Министр курортов и туризма Крыма Сергей Кириленко сообщил, что в республике действует более 900 мини-гостиниц, но немногим более 200 имеют соответствующий статус. В Севастополе же за последние десять лет число частных гостиниц и иных объектов размещения также возросло в несколько раз. Однако увеличение количества объектов временного размещения не обеспечивает значительного, как можно было ожидать, роста доходной части городского бюджета, что главным образом вызвано тем, что данные объекты работают нелегально, без необходимых документов, свидетельствуют данные УНМ ГНА в Севастополе. Так, в ходе проведенных только в 2008 г. проверок на 20 объектах размещения установлено 17 различных нарушений действующего законодательства Украины (т.е. нарушения — у 85%). Попутно в таких "отелях" выявлены и другие нарушения законодательства, в т.ч. розничная торговля алкоголем без соответствующей лицензии. Тогда из незаконного оборота было изъято спиртного почти на 90000 грн.

Анализ имеющейся информации позволяет сделать вывод, что в нашем регионе функционирует более 200 гостиниц, отелей, гостевых домов и кемпингов, коттеджей и иных объектов временного размещения. Необходимые документы, в т.ч. свидетельство о регистрации субъекта предпринимательской деятельности, сертификат соответствия, имеют не более 50% объектов. Потери городского бюджета в связи с данными нарушениями законодательства Украины составляют около 2,5 млн грн. Поступление указанных сумм возможно лишь с приведением финансово-хозяйственной деятельности объектов размещения в правовое поле.

Уже в июне этого года при отработке оперативной информации налоговой милицией на участке одного из садовых товариществ приостановлена незаконная деятельность по предоставлению услуг по проживанию в 10 номерах в гостиничном комплексе общей стоимостью 1 млн грн. Обобщение результатов проводимых мероприятий показало необходимость решения выявленных проблем с активным участием всех контролирующих и правоохранительных органов, поскольку полномочия органов госналоговой службы недостаточны для организации комплексной отработки проблемных объектов, разработки региональной концепции развития "цивилизованного" курортного бизнеса в регионе.

Вовсю пользуются владельцы "приемных" домов несовершенством нашего законодательства и нормативной документации, касающихся сертификации мини-гостиниц: мол, это не отель, а постояльцы — просто родственники или знакомые. В украинском ДСТУ 4268:2003 "Послуги туристичнi. Засоби розмiщування. Загальнi вимоги" имеется определение "готеля" (гостиницы): "Готель" — коллективное средство размещения, которое вмещает не менее семи номеров". Термина "мини-гостиница" даже не установлено. По данным мониторинга ГП "Севастопольстандартметрология", в городе насчитывается не менее 100 мини-гостиниц (на базе частных домов, дачных и садовых домиков). Из них подали заявку на сертификацию и прошли всю процедуру, т.е. подтвердили соответствие качества и безопасности своих услуг требованиям нормативных документов Украины, всего 18 мини-гостиниц.

Частники уклоняются от сертификации своих услуг, а значит, их легализации, т.к. у них: отсутствуют, как правило, заключения государственных надзорных организаций (СЭС, пожарный надзор и др.); большинство собственников не знают и не хотят знать, а следовательно, и выполнять требования нормативных документов, предъявляемых к услугам проживания и питания; административно-хозяйственные санкции за работу без сертификата незначительны — всего 170 грн. Об этой сумме лучше умолчать (стоимость одного койко-дня у некоторых превышает эти санкции!).

Вот так и получается, что по-прежнему почти на треть казну города-героя наполняют поступления от промышленности, туризм в Севастополе дает в местный бюджет не более 5% в год, несмотря на огромное (намного более 200) число туроператоров и турагентов. Об этих 5% во всеуслышание заявила на "круглом столе" "Проблемы и пути развития туризма в Севастополе" профессор кафедры туризма Таврического национального университета Ирина Яковенко:

"На протяжении всех 2000-х годов в Севастополе наблюдался медленный рост объема предоставляемых туристских услуг. К 2009 году он превысил 300 миллионов гривен. Росли и платежи, причем в достаточно бодром темпе — с 4 до 20 миллионов гривен. Поэтому можно сказать, что с финансово-экономической точки зрения Севастополь демонстрирует весьма положительную динамику. Однако рекреация и туризм пока не являются для города приоритетной сферой экономической деятельности и бюджетоформирующим сектором городского хозяйства".

Кроме того, по ее данным, удельный вес занятых в турбизнесе Севастополя — это 13%, или в абсолютных цифрах всего 16000 человек. Это намного ниже, чем в курортных городах Южнобережья или даже Евпатории.

Зато, как пишет Оксана Бойко для "ФЛОТ-2017", в севастопольском регионе "пышным цветом расцвел "дикий" и "религиозный" туризм". Люди разбивают палатки и в открытом поле, и под обрывами, и прямо у полосы прибоя. В лесопосадках по этой причине многократно возрастает угроза пожаров. "Дикари" оставляют городу груды мусора и ни копейки в бюджет. "Паломники" группировались на пляжах вблизи монастырей, живя обычно в автобусах и справляя, пардон (!), нужду в кусты.

Вот и приходится констатировать, что декларируемая со времен зари Советов ниша дешевого туризма (Крым — для всех!), которую пытался занять Севастополь, по-видимому, исчерпала себя. Инфраструктура города не в состоянии выдержать вала небогатых туристов. Здесь нет необходимых транспортных развязок и многокилометровых пляжей, застроенных отелями, как в Египте и Турции.

Уровень экскурсионных услуг в Крыму достаточно высок, но низок в своей рентабельности. Чтобы на них заработать, нужно "обрабатывать" такие объемы, что это неинтересно для самих турбизнесменов. И хотя по количеству принятых круизных лайнеров Севастополь в этом году опередил Ялту, стал принимать до 200 судозаходов в год, город фактически не готов к приему иностранных гостей. В Севастополе нет даже вывесок на английском, и европейские пенсионеры надолго замирают с картами в путанице улиц. В то же время и доходы СМТП снизились на 27 млн грн, как заявила в эфире СРГТРК Ирина Литягина, начальник экономического отдела ГП "Севастопольский морской торговый порт". А город, по образному и очень точному выражению президента группы компаний "Кандагар" Бориса Зелинского, остается городом "одноразового посещения".

Несколько лет назад прогноз тогдашнего министра иностранных дел Владимира Огрызко о том, что Севастополь станет городом неплохих отельчиков и ресторанчиков, вызвал в городе шквал негодования. И вектор общественного мнения с тех пор не особо-то и изменился. Формируют его по-прежнему те, кто служил на флоте, работал на заводах, занимается производством сейчас, преподает или лечит. Тем более, что и председатель СГГА Валерий Саратов надеется, что пролонгация нахождения ЧФ в Севастополе обеспечит работой севастопольские судоремонтные заводы…

Сергей КОШКИН.

В ТЕМУ

В рамках операции "Курорт-2010" сотрудники налоговой милиции выявили в одном из сел Судакского района кемпинг, в котором отдыхающим незаконно предоставлялись услуги по проживанию. Как сообщили в пресс-группе УНМ ГНА в АРК, стоимость проживания в данном кемпинге составляла 50-200 грн в сутки за 1 койко-место. Составлен протокол, согласно которому описали 18 деревянных, 25 щитовых и 5 каркасно-щитовых домиков на 111 койко-мест, а также помещения столовой и медпункта. Материалы переданы в суд.

КСТАТИ

Звезды на украинских отелях станут европейскими: в ближайшее время Украина перейдет на общеевропейские стандарты классификации гостиниц, сообщает Госслужба туризма и курортов. Отечественные отели буду оцениваться по евростандарту ассоциации Hotelstars Union. Нестандартизированные "звездные" системы, которых в пределах Украины существует несколько, вызывают противоречивые мнения: большинство из них явно льстит гостиницам в своих оценках.

Другие статьи этого номера