"Дайте нам достойное финансирование, и мы дадим вам новых Архимедов"…

В минувшую среду в ДДиЮТ прошла педагогическая конференция "Школа-2015: инновационные технологии и кадровое обеспечение как факторы обновления современного образования", в ходе которой работники образования и городские власти решали, какой быть школе будущего.

Как отметил начальник управления образования и науки СГГА Сергей Круглов, основная цель конференции заключалась в том, чтобы выслушать мнения, идеи, предложения севастопольских педагогов-новаторов и на их основе сформировать региональную программу "Школа-2015". Эта программа будет представлена на рассмотрение и утверждение в СГГА и горсовет с тем, чтобы после трех-пяти лет ее реализации севастопольское образование вышло на новый качественный уровень.

"Мы предполагаем создать в городе информационно-образовательную сеть, далее развивать компьютеризацию старшей школы, будем уделять внимание вопросам, связанным с инклюзивным образованием и прочими проблемами, — сказал Сергей Андреевич. — Что касается кадрового обеспечения, то, по нашим прогнозам, в Севастополе к 2015 году образуется определенный дефицит педагогических кадров: нам будет не хватать преподавателей математики, физики, учителей физкультуры… Поэтому уже сегодня необходимо подумать о том, каким образом можно будет восполнить этот дефицит".

Программа "Школа-2015" — дело будущего, но уже сегодня Севастополю есть чем гордиться. Как отметила в своем выступлении директор ИПО СГГУ Ирина Стародубцева, в настоящее время учителя севастопольских школ используют более ста современных образовательных технологий. "За последние пять лет в инновационной образовательной деятельности учебных заведений нашего города наблюдается позитивная динамика, — подчеркнула Ирина Викторовна. —

Так, в экспериментальной деятельности всеукраинского регионального уровня по пяти направлениям принимают участие 20 севастопольских учебных заведений, что составляет 28% от общего количества школ. Внедрение инновационных проектов, программ, моделей, комплексов по 11 направлениям осуществляется в 60 школах, что составляет 83% от общего числа учебных заведений. Только за последние два года учителя севастопольских школ, методисты ИПО, преподаватели СГГУ достигли определенных результатов в четырех международных и всеукраинских конкурсах и проектах, связанных с педагогическими инновациями…

Педагоги Севастополя делают и будут делать все возможное, чтобы достигать высоких результатов и в дальнейшем. Но ни один кадровый, технический, организационный вопрос, связанный с инновационным образованием, не может решаться без соответствующего финансового обеспечения. Участвующих во всевозможных конкурсах педагогов-новаторов необходимо поощрять, а учебные заведения — оснащать технически. Школам необходимо мультимедийное оборудование. Сегодня компьютеры имеются лишь в 35% учебных кабинетов школ (в основном в кабинетах математики — 50%, русского языка и литературы — 40%, библиотеках — 62%. 98% школ подключены к Интернету, но только 26% на сегодняшний день пользуются безлимитным подключением. В школе же будущего, на наш взгляд, компьютеры должны быть у каждого учителя, в каждом классе. А интерактивные доски к мультимедийному проектору должны иметь все учителя на любом уроке, в любой точке школы, а не только те, в чьем кабинете установлено это оборудование. Наиболее оптимальный вариант — это стационарная интерактивная доска в кабинете учителя, активно работающего с ней, и переносной мультимедийный проектор, который можно включить в любом помещении, в котором есть компьютер или ноутбук и экран…"

О том, что создание школы будущего невозможно без достойного финансирования инновационной деятельности, говорил и директор гимназии N 1 им. А.С. Пушкина Виктор Оганесян. "Все мы понимаем, что без достаточного финансирования все инновации останутся на бумаге, — сказал Виктор Альбертович. — Учитель, обеспеченный лишь доской, мелом и тряпкой, не в состоянии совершить инновационный прорыв… Предлагаю вводить преподавание информатики не с 9-го класса, как написано в государственных учебных планах, а минимум с пятого, а также узаконить такие предметы, как шахматное искусство, логика, решение олимпиадных задач… Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Директора школ говорят: "Дайте нам достойное финансирование, и мы дадим вам новых Архимедов".

Чтобы дать возможность учебным заведениям работать по инновационным технологиям, даже по самым скромным подсчетам каждой школе необходимо около ста тысяч гривен. Валерий Саратов пообещал выделить на эти цели порядка пяти миллионов гривен, призвав педагогов подумать над тем, куда в первую очередь они направят эти средства.

Елена ИВАНОВА.

Сказано

В.САРАТОВ, председатель СГГА:

— Я согласен со всеми выступлениями и беру на себя обязательство, помимо той программы, которая связана с ремонтами школ, порядка пяти миллионов гривен выделить на инновационные программы. А ваша задача — продумать, куда их вложить… Вам будет максимальная поддержка!

Ю.ДОЙНИКОВ, председатель горсовета:

— Есть такой критерий — качество жизни, который складывается из продолжительности жизни, дохода ВВП на душу населения и уровня образования. Так вот, Украина находится на 79-м месте лишь благодаря нашему уровню образования. И вопросы, затронутые на конференции, очень важны. Любой учитель, несмотря на огромный опыт, без компьютера отстает от жизни. Мы должны стремиться идти путем стран, у которых мало полезных ископаемых, зато есть ноу-хау и современные технологии.

М.ЛАПЕНОК, ректор СГГУ:

— Мы предлагаем для поэтапного укомплектования общеобразовательных заведений города педагогическими кадрами провести мониторинг региональной потребности в кадрах до 2015 года. Для этого необходимо обязательно проанализировать количество сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста и спланировать потребность в обновлении кадров. Без такой работы планировать что-либо дальше не имеет смысла, так как мы не будем знать, сколько математиков, физиков, лириков нам надо будет приглашать. И работу эту мы предлагаем провести до 1 декабря 2010 года… Вопрос старения педагогических кадров поднимается сейчас довольно часто. И Севастополь здесь — в числе передовых. Молодежь не спешит идти в школу, а ветераны педагогического труда в прямом и переносном смысле отдали все силы и здоровье на благо государства. Только вот их усилия до сих пор так и не были оценены должным образом. Поэтому мы предлагаем создать в каждом районе города фонды социальной поддержки педагогов. Думаю, мы сможем решить этот вопрос, так как в Севастополе есть благодарные и благородные ученики-предприниматели. А чтобы молодежь пошла работать в школу, необходимо создать ей комфортные условия, помочь адаптироваться в коллективе, поделиться своей мудростью, профессиональным опытом. Для этого необходимо возродить в учреждениях образования институт наставничества по работе с молодыми специалистами.

Другие статьи этого номера