Мысли на коже

Интервью затянулось на два с лишним часа: татуировщик Сергей Цыпилёв любит и хочет говорить о своём деле. За десять лет работы он прошел путь от увлечения татуировкой до собственной студии. Но до сих пор вопрос о развитии тату-культуры в нашем городе остается наболевшим. Хоть стаж у мировой тату-истории многовековой, но ни Украина, ни Россия не могут похвастаться богатыми традициями в этой области. Более того, официально в нашей стране профессии "татуировщик"… просто не существует! О том, как должен работать настоящий мастер татуировки и чем живут "рисовальщики по телу", — в нашем интервью для "Славы Севастополя" в рубрике "Живая речь".

ПАТРОН, ГРУППА КРОВИ И ЧЕРЕП В БЕРЕТЕ

— Мне всегда нравилось рисовать, поэтому поступил в художественное училище. Рисунки на теле особенно привлекали моё внимание и вызывали огромный интерес. Каким образом происходит процесс, какие краски используются? — все было интересно. Но, к сожалению, в то время у меня не было доступа к Интернету, и поэтому приходилось получать информацию другим путём — журналы, книги. Мне оставалось учиться год на художника-оформителя, когда пришла повестка в армию, — рассказывает Сергей. — В армии много свободного времени. Там я собрал свой первый инструмент.

— Из чего собрал?

— Игла из заточенной гитарной струны, роторный моторчик кассетного плеера (лучшими, конечно, считались моторчики CD-проигрывателей), корпус от шариковой ручки, провод и… фантазия.

— О покупке профессионального инструмента речь, я так понимаю, не шла.

— Конечно нет. На это нужны были немалые деньги. Откуда они могут быть у солдата? Зато в армии я хорошо набил руку.

— И соглашались пойти к новичку?

— Причём массово. В армии что за народ? Съехались ребята со всего Крыма и с Украины. "Ну что, Серёга, ты умеешь рисовать, на оформителя учился? Вот и нарисуй: патрон, группа крови и череп в берете". Набивали после отбоя, в два-три часа ночи, в бытовке. Было весело!

— Свою первую работу помнишь?

— Да конечно! Так называемый "трайбл" — самый популярный тогда рисунок (трайбл — от англ. tribe — "племя"; однотонный затейливый геометрический узор, как правило, черного цвета. — Авт.). Этот узор стал очень популярен после показа фильма "От заката до рассвета" Квентина Тарантино. У главного героя была подобная татуировка на всю руку с выходом на шею. Я сам тогда думал: "Как классно!" и по сей день встречаю людей с трайбл-узорами на шее, хотя время этого стиля давно прошло.

— Кто стал твоим первым "клиентом"?

— Парень на полгода старше меня призывом, он был строителем в армии. В два ночи он меня будит: "Серёга, пошли", — и мы идём в старый заброшенный вагончик, где строители переодевались. Маленькая лампочка от аккумулятора еле светится. Машинка жужжит. Трайбл был самый-самый примитивный, набит ленинградской тушью. А несколько лет спустя мы с этим парнем снова случайно встретились. Я попросил показать татуировку и очень обрадовался тому, что он не "убил" мою работу, а продолжил на всю руку, сделал так называемый "рукав".

— После армии сразу начал заниматься татуировкой?

— Я и не бросал это дело. Сначала татуировал на дому для собственного удовольствия и по просьбе друзей. Работал продавцом, сборщиком компьютерной мебели, делал боксы для наружной рекламы. А потом супруга, видя, что я продолжаю и продолжаю татуировать, предложила: давай купим профессиональную "машинку". Так я начал заниматься татуировкой профессионально.

"МИККИ ШАРПС" НЕ У ДЕЛ

— Кстати, сегодня достать инструмент — такая же проблема, как и десятилетие назад?

— Слава Богу, хорошего инструмента предостаточно. Доступны даже мировые бренды. "Микки Шарпс", например, — это один из самых старых производителей. Однако я отдаю предпочтение машинам, собранным вручную, на заказ. Тату-машиностроителей в Украине не очень много — я лично знаком с четырьмя признанными специалистами этого дела. Есть хорошие специалисты и в России. Качество "наших" машин ничуть не уступает качеству мировых брендов, они с успехом продаются не только на территории СНГ, но и в Европе, Америке. Когда машина делается под заказ, то при ее сборке учитываются все требования и пожелания татуировщика — берёшь и сразу начинаешь работать.

Поначалу я пытался собрать свою "идеальную" машинку: создавал чертежи, выдумывал конструкцию — это длилось несколько лет. Но постоянно были какие-то недоработки из-за нехватки опыта, информации, оборудования. После чего я сделал вывод: лучше довериться опытному профессионалу с большим стажем и получить готовый к работе качественный инструмент. В общем, каждый должен заниматься своим делом!

— Какая средняя стоимость тату-машины?

— Я буду говорить только о качественном инструменте. Его цена колеблется от 200 до 2000 долларов и выше, если речь идет о коллекционных инструментах с инкрустацией, драгоценными металлами и камнями. Такие шедевры могут стоить и 5, и 10 тыс. долларов.

Зато, кроме слишком дорогих, есть и слишком дешёвые предложения. Китай делает машинки по 200 гривен — кривые, некачественные, непонятно даже, как они вообще могут работать. Когда они поступили в продажу в один из севастопольских магазинов, где продавали рамки для фото и другую дребедень (т.е. это был не специализированный магазин для татуировки), я сразу поехал посмотреть на это чудо. Беру в руки, разглядываю, а у нее нет одного контакта! То есть машинку просто нельзя подключить к питанию! К сожалению, многие люди ведутся на дешевизну: куплю китайскую машинку и буду грести деньги лопатой! Но чтобы зарабатывать деньги, нужно многое знать и уметь, нужно постоянно практиковаться — только тогда можно добиться хорошего качества работ.

— И практиковаться на людях! Ведь, пока научишься, наверняка наживёшь энное количество недоброжелателей!

— Да. Поэтому лично я татуировал только своих знакомых и бесплатно. И татуирую их по сей день: старые рисунки давно перекрылись новыми. Кроме того, даже купив профессиональное оборудование, я долгое время не брал плату за свою работу, получая только опыт. Но тех, кому наплевать на нормы и правила, очень много. Почему-то принято считать, что художники (татуировщики — тоже художники) зарабатывают, ничего не вкладывая. Это неправда! Для того чтобы заработать, нужно очень много потратить, и не только сил, времени, здоровья, но и денег. И тут дело не в незнании — теперь Интернет есть в каждом доме: посмотри видео, почитай руководства, зайди на специализированные форумы — ничего сложного. Нужно хотеть быть профессионалом своего дела — тогда будет результат!

— Какие материалы ты используешь для работы?

— Татуировочные краски, они же пигменты. В основном я использую краски американских производителей. Да и вообще практически вся краска для татуировки изготавливается в США, так как там эта индустрия очень развита уже на протяжении не одного десятилетия. Оттенки совершенно разные — можно приобрести сразу всю палитру из 56 оттенков или покупать цвета выборочно. Кроме краски, используются одноразовые стерильные иглы, наконечники и колпачки.

ТАТУИРОВЩИК — ЕСТЬ, ПРОФЕССИИ — НЕТ

— Представим, что я хочу сделать татуировку. Я выбираю татуировщика, звоню и встречаюсь с ним на дому или в салоне… Что дальше?

— Для начала смотришь на него, делаешь выводы: опрятный, неопрятный… Смотришь, в каких условиях работает. Обязательно спрашиваешь, каким образом стерилизуется инструмент, одноразовые ли иглы. Наконец, просматриваешь портфолио.

— Гигиена, значит, на первом месте?

— Безусловно. Всё, что контактирует с кровью, должно быть пластиковым и одноразовым. Например, так называемые "кэпсы", колпачки, куда наливается краска, нужно выбрасывать сразу по окончании работы. Знаю, есть "умельцы": поработали с человеком, а краску в целях экономии выливают обратно в баночку. Вместе с лимфой и инфекциями предыдущего клиента.

— И никто не контролирует санитарное состояние салонов?

— Почему? Состояние салонов красоты контролирует СЭС. Но проблема в том, что в Украине официально просто нет такой профессии, как татуировщик, поэтому и определенных специализированных требований к салонам татуировки и к татуировщикам нет. Когда-то пытались придумать официальное название этой профессии — что-то типа "дермапигментолог" (выговорить невозможно). Но всё это так ничем и не закончилось. В результате в Крыму нет ни одной официально открытой тату-студии!

— А отсутствие контроля, как обычно, порождает безответственность…

— У меня складывается именно такое впечатление. Профессиональный татуировщик должен знать и выполнять определенные требования гигиены. Все это постоянно обсуждалось и обсуждается на специализированных форумах. Грязный стол, инструмент и само место проведения процедуры — первый повод держаться подальше от таких места и таких умельцев!

"СГИНЬ!"

— Во времена СССР татуировка была позорным клеймом. Этот стереотип до сих пор живёт в современном обществе?

— В советское время даже не было такого понятия, как искусство татуировки. А всё потому, что тогда татуировались в основном те, кто сидел в тюрьме. В лагерях стоимость татуировки оценивалась пачками сигарет. Принёс две-три пачки — получай татуировку хоть на всю спину. Отсюда и сленговый вопрос, сегодня звучащий всё реже: "Сколько стоит пачка сигарет?" Люди старшего поколения до сих пор уверены, что татуировка — удел зэков, а также наркоманов и всякой нечисти. К примеру, один мой клиент рассказывает: "Еду в троллейбусе. На меня бабушка смотрит и говорит: "Сгинь!" — и перекрестилась". Сумасшествие! Татуировка — это древнейшее искусство для украшения тела. Существование татуировки измеряется веками, а мы, зомбированные советской властью, никак не можем отойти от стереотипного мышления. В культуре тату мы вообще очень сильно отстаём от остального мира лет на 15. Например, татуировки в стиле "олд скул" (от англ. old school — букв. "старая школа"; чёрный контур и яркая цветная заливка. — Авт.) в Штатах пользовались популярностью в 30-40-е годы. У нас этот стиль только сегодня завоевывает свою популярность.

— Твои клиенты относятся к татуировке как к украшению?

— Да. Конечно, созданное тело уже совершенно. Но человек хочет показать что-то ещё. Быть более индивидуальным. С помощью рисунка на теле человек выражает свои чувства, эмоции, мысли. Как сказал один известный российский татуировщик, "татуировка — это умственное восприятие мира".

— Но ведь выносить на всеобщее обозрение свой ум и чувства — дело рисковое. Можно ненароком и глупость вынести. Обычную неэстетическую глупость.

— Именно поэтому я всегда советую подходить к выбору рисунка очень основательно. Сколько раз ко мне приходили с такими словами: "У меня внутри живут ангел и демон. Сделайте мне, пожалуйста, рисунок, чтобы был и ангел, и демон!.." Миллиард случаев. Многие люди не задумываются о серьёзности татуировки и идут на поводу своих эмоций. Повальное увлечение иероглифами, трайблами и другой банальщиной не вносит индивидуальности, а наоборот, делает всех одинаковыми. Особенно если это еще сделано некачественно. Сегодня в нанесении татуировки много возможностей, которые позволяют делать невероятно красивые вещи. Так выражайте же свою индивидуальность!

— Каким образом оценивается татуировка?

— Самая правильная оценка работы мастера татуировки — это почасовая оценка. Очень сложно оценить татуировку сантиметрами, пачками спичек или сигарет. Главный ресурс, который затрачивается при работе, — время, его и необходимо оценивать. Бытует мнение, что татуировщик не работает, а развлекается, зарабатывая деньги. Поэтому многим трудно понять, как можно оплачивать работу по часам. "Ведь он может специально сидеть и ничего не делать", — подумает большинство. Не может! И не развлекается! Чем проще татуировка, тем меньше времени на нее будет затрачено, а значит, и стоимость будет меньше. Чем сложнее эскиз, тем больше будет затрачено времени и денег. При плотной загруженности я могу сидеть, не вставая со своего места, по 5-9 часов. И это такой же труд, как и любой другой.

— А ведь пользы от такого сидения не слишком, наверное, много?

— Очень устают спина и глаза. Зрение очень страдает от перенапряжения, особенно если работать при искусственном освещении. Есть ещё такая неприятная вещь, как разрушение хряща в суставах из-за вибрации машинки — это профессиональная болезнь.

МОРСКОЙ БОЙ НА ПРАВОЙ ЯГОДИЦЕ

— Ещё один наболевший вопрос. Почему люди, сделавшие хотя бы одну татуировку, уже не могут остановиться и наносят на кожу всё новые и новые рисунки?

— Тому, кто никогда не делал татуировок, кажется, что это безумно больно. Но после 10-15 минут работы "новичок" начинает умирать от скуки. Одни начинают засыпать, другие читают, третьи смотрят кино. И человек, ощутив красоту татуировки на своем теле и осознав, что это не так уж и больно, начинает думать над выбором нового рисунка. Ведь это действительно красиво! Но, наверное, всего должно быть в меру и нужно уметь остановиться. Хотя это личное дело каждого.

— Просматривая фотографии татуировок, иногда удивляешься выбору сюжетов: и вот с этим люди готовы жизнь прожить?! Шрек, мистер Бинн, синие хвостатые герои "Аватара", Человек-паук…

— …печенье "Юбилейное". Да-да, это реальная татуировка в виде печенья! Кстати, в моей практике был не менее забавный случай: года три назад один клиент попросил запечатлеть… партию в морской бой на правой ягодице! Поле десять на десять, какие в тетрадях рисуют. Очень натурально получилось, на рисунке даже как будто след от ручки остался. Он шутил: "Приходишь в больницу, врач тебе делает укол, а ты ему: Е6!"

— Так это ведь национальный вид спорта уже! Особенно у студентов на парах.

— Кстати, о национальном. В Европе сейчас очень развит так называемый "русский стиль": татуировки на криминальные темы, воровские слоганы, Ленин, а особенно… матрёшки! С советскими лозунгами, с черепами, с тремя парами рук — на что фантазии хватит. Но я, если бы обращался к русским традициям в татуировке, взялся бы за хохлому! Само сочетание жёлтого, чёрного и красного цветов очень красиво!

— А кто запомнился из твоих клиентов? Кроме любителя морского боя…

— Павел Сухно, молодой севастопольский поэт. Он поклонник творчества голландского художника Мориса Эшера. Мы сделали копию картины "Рисующие руки" на верхней части спины. В скором времени планируем нанести ещё одну татуировку по мотивам картин этого же художника.

— Ты сказал, что выбор татуировки — дело ответственное. Не потому ли, что любое изображение на теле "программирует"?

— Безусловно. Каждая татуировка несет свою энергетику и воздействует на судьбу человека. Поэтому я стараюсь делать поменьше негативных татуировок, демонов всяких. Однажды меня уговаривали сделать портрет Гитлера, но я категорически отказался. Татуировка — не только эстетика, но и защита. Взять хотя бы первую татуировку, которую я себе сделал. Это белые славянские руны — руна Белбога, Добра и руна Силы. Я считаю, что для славянского человека русские руны — лучший оберег. Не понимаю тех, кто защищает себя с помощью японских иероглифов.

— У тебя сейчас две татуировки — "рукав" и рисунок на голени. Продолжить не хочется?

— Нет, я переболел. У меня есть две большие татуировки, которые важны для меня. Хотя над ними ещё нужно работать. Сейчас я нахожусь на стадии, когда хочется делать красивые работы для других. Для меня сейчас важен рост в этом искусстве, а не мысли о новых татуировках на своём теле.

Другие статьи этого номера