На прошлой неделе "Слава Севастополя" решила ответить на один из сакраментальных вопросов нашей жизни ("Кто виноват?") в аспекте такого сакраментального и даже сакрального явления, как очереди. "Часто ли вы стоите в очередях? Где и почему это происходит?" — спросили мы севастопольцев в надежде отыскать "крайнего". И вот что у нас получилось.
Оказалось, несмотря на 20-летнюю дистанцию, разделяющую современную Украину и Советский Союз, во времена которого сложилась развитая культура стояния в очередях, севастопольцы до сих пор попадают в "человеческие пробки". И не так уж редко.
Парадоксально, но, как и во времена товарного дефицита, горожане по-прежнему тратят слишком много времени на покупку продуктов. Правда, сегодняшняя очередь — не результат погони за желанными и эксклюзивными товарами.
"Зачем открывать в супермаркетах восемь и более касс, если работают из них только две-три?! — с возмущением спросил нас мелкий предприниматель Геннадий. — Где остальные кассиры? Почему нужно стоять в очереди, когда куча свободных касс, а девушки где-то курят или ходят-гуляют? Позор работникам супермаркетов!"
Жалобы на городские супермаркеты заняли первое место в нашем рейтинге мест с повышенной "очерёдностью": мы получили немало звонков с историями и рассуждениями о том, как же торговые центры "дошли до жизни до такой". Вот история Галины: "Я всегда скупаюсь в ночном минимаркете рядом с домом. И вот однажды вечером стою в очереди. 18-я по счёту, а за мной ещё человек 10. Хотя в минимаркете предусмотрено две кассы, обслуживала нас одна кассирша. А вторая в это время мило отошла и болтала по телефону! В итоге я простояла в очереди час!"
Не меньше нареканий сыпалось и в адрес крупных супермаркетов, даже тех, где существует так называемая экспресс-касса (в ней обслуживаются покупатели, оплачивающие 5 и менее товаров). "Зачем делать в супермаркете тысячу касс, если всё равно понятно, что работать будут всего ничего?! — удивляется очевидной нерациональности Фёдор Степанович. — Либо они рассчитывают, что в один прекрасный день, а не только в день открытия, начнётся крупная распродажа, либо это делается специально, чтобы люди, пока стоят в очередях, покупали дополнительные товары: шоколадки, конфеты всякие".
"Я всё понимаю, платят кассирам мало, работа скучная, но зачем же развлекаться за счёт нас, покупателей? — возмущается пенсионерка Евгения Петровна. — Я получила просто культурный шок, стоя в очереди в одном из супермаркетов. Мало того, что кассиры с тобой обращаются, как с грязью, так они ещё с охранниками "общаются" матом! А в очереди дети стоят!" "А мы с подругой однажды не постеснялись и позвонили по "горячей линии", — рассказала некто Лена, продавец. — И что вы думаете? На следующий день вместо двух-трёх касс работали восемь-девять! Правда, недолго. Но сам факт! Ведь это значит, что все разговоры о недостатке персонала — ерунда, небось, руководство супермаркетов просто экономит на зарплате кассирам. И на нашем личном времени!"
Второе место по количеству "ругательных" звонков, с чисто символическим отрывом от супермаркетов, уверенно заняли банки. В причинах скопления людей там все респонденты были единодушны: слишком мало кассиров, слишком много желающих провести банковскую операцию. Многие из наших читателей не стеснялись в выражениях.
"Осточертели очереди. Чтобы какую-то сумму со счёта снять, надо минимум 30 минут в очереди отстоять, а если во время обеденного перерыва решишь заскочить — ни обеда не получишь, ни денег, если очередь не успеет дойти", — сетует Валентина, офисный работник.
"Всё из-за коммунальных платежей, которые теперь в некоторых банках можно платить без комиссии! — уверенно заявляет Александр. — Конечно, люди и бегут все в один банк, потому что в других оплата каждой коммунальной суммы стоит 15 гривен! Каждой! Я когда захожу в отделение и вижу километровую очередь, даже не пытаюсь отстоять в ней. Лучше я пойду в банк, где с меня снимут один процент, и потрачу этот час времени на свои дела".
"Раньше такое столпотворение на почте было, что зайти страшно, — рассказывает домохозяйка Валентина. — Во время оплаты коммуналки как на каторгу туда шла. Теперь, когда банки тоже принимают платежи, стало полегче. К тому же надо знать, в какое отделение идти и в какое время: на главпочтамте, например, никогда не стояла в очереди. К тому же, чем ближе к закрытию, тем меньше народу".
Кроме двух самых "популярных" вариантов ответа, рассказывали нам севастопольцы и о других местах, где без очереди — ну просто не обойтись.
"Мы с женой впервые пошли пересчитывать пенсию. Живём в Гагаринском районе, — рассказал Павел Сергеевич. — Пенсионный фонд расположен в помещении детского сада: узкие коридоры, сидений не хватает, а ведь туда приходят люди, требующие заботы и внимания. А сама очередь… На день, когда мы пришли туда, было записано… 110 человек! Правда, справедливости ради скажу, что обслуживают достаточно быстро, до обеда успели обслужить 40 человек. И всё-таки ждать там очень некомфортно!"
Наконец, в финале нашего опроса в редакцию дозвонился менеджер Юрий: "Всюду можно пережить очереди, но только не в столовой во время обеда! Нормальных общепитов в городе — раз, два и обчёлся, приходится либо отпрашиваться на обед раньше, чтобы поесть нормально, либо буквально бежать. Я что, спортсмен? Нормативы сдаю? Была одна столовая недорогая, а потом о ней узнали все. Очереди там ого-го! Но выбора-то нет".
И действительно, если систематизировать основные причины появления очередей, выходит, что возникают они там, где люди уверены: выбора нет. И идут горожане только в супермаркет А, хотя рядом есть несколько супермаркетов Б и В. Идут только в банк Х, хотя зайди за угол — и вот тебе банки Y и Z. Конечно, иногда мы оказываемся в ситуации, когда альтернативы нет. Однако намного чаще мы становимся заложниками нашего выбора, забывая, что свобода этого самого выбора позволяет и даже призывает нас искать окольные пути, неочевидные возможности, нелобовые решения. Немного импровизации и смекалки могут свести к минимуму время, которое вы тратите на очереди. Вместо того, чтобы отвечать на вопрос "кто крайний в очереди" не проще ли просто не становиться в неё?
* * *
А мы ждём ваших звонков в эту пятницу, 22 октября, с 13.00 до 14.00. На этот раз наш "Вопрос в лоб" звучит так: "КАК ПРЕКРАТИТЬ РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЕСПРЕДЕЛ В ГОРОДЕ (БИЛЛБОРДЫ, СИТИЛАЙТЫ, ВЫВЕСКИ ОБЪЕКТОВ ТОРГОВЛИ, А ТАКЖЕ ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ОПОРЫ, ЗАБОРЫ, ДВЕРИ ПОДЪЕЗДОВ)".
Телефон редакции 54-32-11