Родина одна. Правды две (белая и красная)

90 лет прошло со дня трагической даты: исхода русской армии в неизвестность…

Время от времени нам напоминают, как эта реперная точка нашей истории — 1920 год — поделила любовь к Родине на два варианта. Монархический строй сменился на новый, неведомый — социалистический. Народ поверил красивым лозунгам "Земля — крестьянам!", "Фабрики — рабочим!", "Кто был никем, тот станет …". Слом старой власти не был легким… Построение социализма потребовало очень больших жертв …

Недавно фильм "Адмиралъ" на большом историческом материале напомнил нам эпизоды братоубийственной Гражданской войны. Это вызвало всплеск полярных мнений, равнодушных было мало. Попытки осмыслить наше прошлое без шелухи, на рассекреченных документальных материалах, будут и далее. Цикл телефильмов "Севастопольские рассказы" студии "ЛАВР", недавно отснятый и показанный на Первом канале, также показал серию об Исходе русской армии из Севастополя — "Уходили мы из Крыма". Видимо, тема эта еще ждет своего кропотливого исследователя. Однако, пожалуй, лучше художественного осмысления "окаянных дней" в фильме "Бег" пока никем из современных режиссеров не заявлено…

На Графской пристани установлена скромная табличка-напоминание об Исходе наших соотечественников, вынужденных покинуть Россию в 1920 году. Графская пристань помнит многое: возвращение после Синопского сражения адмирала П.С. Нахимова, отправление Петра Шмидта на восставший "Очаков" для командования флотом, освобождение города от захватчиков в 1944-м.

В связи с 90-летием Исхода есть возможность отметить эту скорбную дату более монументально. Предлагаю вместо таблички установить бронзовый горельеф "В память русского Исхода". Фото варианта горельефа прилагаю. В основу идеи горельефа легли стихи Н. Н. Туроверова, очень точно отражающие трагизм события исторического значения. Кроме того, меня вдохновило фото В. Высоцкого — кадр из фильма "Служили два товарища". Думается, что такая скульптурная композиция будет эмоциональным напоминанием не только гражданам Севастополя, но и всему миру о трагедии некогда единого народа. Прилагаю также варианты памятной медали "90 лет русскому Исходу" (керамика). Видимо, есть смысл также поставить монумент в знак примирения белых и красных. Над этим проектом сейчас продолжаю работать. В этом монументе хотелось бы объединить трагические судьбы двух русских командующих Черноморским флотом, отцы которых защищали город в первую оборону и судьбы которых также связаны с городом.

Адмирал А.В. Колчак и лейтенант П.П. Шмидт. Смерть каждого из них была смертью за правду… Белую и красную. Памятник — в виде поклонного креста из корабельных надстроек, с противоположных сторон — горельефы голов Колчака и Шмидта. На надстройках — названия кораблей: "Очаков" и "Слава". Крест как бы вздыблен морскими волнами… Название площади вполне созвучно с идеей примирения.

Л. БЕГОСИНСКИЙ.

Стихотворение донского казака Н.Н. Туроверова:

Уходили мы из Крыма

Среди дыма и огня.

Я с кормы, все время мимо,

В своего стрелял коня.

Конь все плыл, теряя силы,

Веря в преданность мою.

А он плыл, изнемогая,

Мой денщик стрелял не мимо

За высокою кормой,

Покраснела чуть вода…

Все не веря, все не зная,

Уходящий берег Крыма

Что прощается со мной.

Я запомнил навсегда…

В тему

"Год 1920. Исход" — так называется книга — результат многолетнего труда авторского коллектива: Валерия Крестьянникова, Александра Зубарева и Вадима Прокопенкова. Завтра она выходит из печати.

____________________

О ПАМЯТНИКЕ БЕЛОМУ ИСХОДУ

Подвиги защищавших и освобождавших Севастополь заслуживают именно памятников, а не только аккуратно сложенных камней с хорошими надписями. К сожалению, в Севастополе ни один из множества послереволюционных памятников не стал художественным событием, ценностью. А есть примеры просто безответственного отношения к народным деньгам: штыкообразное гигантское сооружение над Артбухтой, арка-раскоряка над въездом в город и руганные неоднократно авторы и приемщики Матроса и Солдата.

Тем не менее городу нужен еще один памятник — уходящей Белой армии и вынужденно покидающим Родину мирным людям. Из Севастополя навсегда уходила, спасаясь от гибели, большая часть русской эмиграции — доблестные, сделавшие все, что могли, войска, интеллигенция — инженеры, ученые, врачи, учителя, писатели, коммерсанты, владельцы и директора предприятий. Утрата двух миллионов активной, умной, энергичной части населения нанесла генетический удар по русской нации, от которого она не оправилась и поныне. И это должен быть памятник не примирению участников Гражданской войны, нет. История показала всем, кто хочет и может видеть, кто был прав в той войне — героическая Добровольческая армия или массы, освобожденные от законности большевистским лозунгом "Грабь награбленное". Ведь эти крестьяне, красные солдаты еще не знали, что через десять лет землю у них коммунисты отнимут в коллективизацию, а знали бы, не полезли бы на Перекоп, не перешли Сиваш!

Экономика СССР, созданная на полном обобществлении, рухнула, как и вся безбожная, кровавая экспериментальная система подавления всякого политического и экономического свободомыслия. Большевистские вожди оказались утопистами, авантюристами и стратегическими слепцами. А русские эмигранты (и украинские, и белорусские, и грузинские, и прочие) влились в жизнь свободного мира, и не без помощи их трудолюбия, ума и таланта (например, изобретатель телевидения Зворыкин!) он ускорился в развитии и оставил позади несчастную нищую Русь!

Сейчас мы возвратились к строю, который был до Октябрьского переворота, с трудом и потерями его совершенствуем и учимся. Так поставим же памятник тем, кого несправедливо изгнала другая, большая, но обманутая часть народа! Садившиеся на корабли остатки армии проиграли войну миллионной массе, но были исторически правы!

Нужен, пусть нескорый, творческий конкурс и сбор пожертвований. Трудно сказать, каким будет памятник, я его вижу таким: часть высокого борта корабля, на который восходят военные и гражданские, разные лица и образы, а на верхней палубе вздыбленный конь, которого едва удерживает донской казак. Кто-то предложит лучшее решение, дай Бог. Главное, чтобы он оказался не хуже памятника Затопленным кораблям.

Эдуард УГУЛАВА, севастополец.

Другие статьи этого номера