"У берегов Крыма мы погружались к древнему кораблю на глубину почти 130 метров"

В штаб-квартире ЮНЕСКО заявляют, что украинские ученые установили рекорд, ведь подводные археологи впервые работали на столь большой глубине. Экспедиция исследовала судно, затонувшее около тысячи лет назад.- Обнаруженный нами в 19 километрах от крымского мыса Форос древний корабль — уникальная находка, — заявил корреспонденту "Фактов" директор департамента подводного наследия Института археологии НАН Украины Сергей Воронов. — Ведь прежде ни в Черном, ни даже в Средиземном морях не находили столь хорошо сохранившегося судна, пролежавшего на дне целую тысячу лет. К тому же для своего времени это просто-таки гигантский корабль — аквалангисты увидели 37 метров длины корпуса, остальная часть скрыта под илом. Предполагаем, что в "Форосце" (так мы прозвали находку) — все 50 метров! Дерево, из которого он сделан, не сгнило, потому что в глубинах Черного моря находится так называемый сероводородный слой, где практически нет жизни. У нас возник амбициозный план, который поддержало Министерство культуры и туризма Украины: поднять "Форосец" на поверхность и выставить под стеклянным колпаком в Севастополе, на территории Национального заповедника "Херсонес Таврический".

Нужно сказать, — продолжает свой рассказ Сергей Воронов, — что древний корабль мы обнаружили в прошлом году во время испытаний первого украинского робота для подводной археологии "Софокл". Его создали ученые Николаевского национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова. Робот поднял кусок доски с судна. В Киеве физики провели радиоуглеродный анализ, чтобы определить возраст. Оказалось, "Форосец" был построен в промежутке между 1070-1190 годами — ровесник Киевской Руси. Скорее всего, это византийский корабль. Но не исключено, что он пришел из Италии.

Мы обратились с призывом к асам подводных погружений принять участие в исследованиях "Форосца". Несколько человек из Германии и Франции заявили, что за две тысячи евро готовы войти в состав экспедиции, но мы не могли платить так много. В конце концов нашлись трое аквалангистов, согласившихся работать без оплаты. Это киевлянин Александр Спиридонов, москвич Андрей Быков и Мартин Робсон из Лондона. Их привлекла возможность исследовать уникальный археологический объект. На заключительном этапе экспедиции к нам присоединился опытный дайвер киевлянин Евгений Комко.

Добраться до древнего корабля добровольцы-аквалангисты попробовали еще весной. Но из-за сильных течений тогда это не удалось. Затем было еще несколько неудачных попыток. Но мы не отступали и таки сумели опуститься в нужную точку.

— Я по профессии юрист, увлекаюсь погружениями с аквалангом к затонувшим кораблям, — говорит член экспедиции, 53-летний киевлянин Александр Спиридонов. — Для спуска к "Форосцу" использовал так называемый сухой легкий водолазный костюм из особой ткани — триламината. Тело в нем не намокает. Это очень важно, ведь уже на глубине 50 метров температура воды — всего восемь градусов. А мы спускались почти на 130 метров. Там, к слову, еще и тьма кромешная, так что у нас имелись мощные осветительные приборы. Чтобы не мерзнуть, под водолазный костюм надевал специальный комплект (мы называем его утеплителем) из суперсовременного материала, который отлично сохраняет тепло, даже если намокнет, а кроме того, отводит влагу с тела. Внешне утеплитель напоминает лыжный комбинезон.

Кроме того, под водой резко ухудшается память. Расскажу, как я это обнаружил. Мы брали с собой скутеры, работающие на электрических батареях. С их помощью быстро перемещались над древней галерой. На носу скутера была установлена видеокамера. И вот представьте: возвращаемся на судно, просматриваем отснятый материал, и я ловлю себя на мысли, что пока поднимался на поверхность, забыл многое из того, что видел на дне. Причина такого рода проблем — азот. В воздухе, которым мы все дышим, его более 70 процентов. На больших глубинах он вызывает у человека азотное опьянение (еще его называют азотным наркозом). Поэтому мы закачиваем в баллоны не воздух, а особую газовую смесь — тримикс. Кислорода в ней не 21 процент, как обычно, а только семь. Азот частично заменен гелием, но все равно признаки опьянения возникают.

— Аквалангист довольно быстро достигал дна, двигаясь вдоль опущенного в бездну троса, а вот на безопасное всплытие требовалось несколько часов, — замечает руководитель экспедиции Сергей Воронов. — В одно из погружений ребята вместо 15 провели на дне 22 минуты, после этого на подъем пришлось отвести целых шесть часов. То есть чем больше времени парни работали на большой глубине, тем продолжительнее был подъем.

К слову, осознание того, что ты первый за последнюю тысячу лет видишь это судно, потрясает. Корабль укрыт рыхлым илом, напоминающим кисель. Извлекать из-под него амфоры особого труда не составляло. Кстати, и на самой галере, и рядом с ней лежит масса современного мусора: бутылки, банки, коробка из черного металла…

В заключение своего интервью газете "Факты" Сергей Воронов сообщил, что исследования "Форосца" будут продолжены. В будущем году к нему спустится новый украинский робот "Архимед". У него есть две руки, он способен поднимать грузы весом до 60 килограммов. Оснащен щеткой, илососом, вакуумной присоской. Задача новой экспедиции — полностью очистить древний корабль от ила. Это позволит выработать план подъема "Форосца".

Другие статьи этого номера