Осенний "Батилиман-2010" возглавил "Суворов колорита"

С экспозиции работ Александра Ольхова началась выставочная часть осенней "сессии" ежегодного международного пленэра "Батилиман". Живопись киевского художника легко раздвинула границы небольшого зала Севастопольского виртуального филиала Русского музея, прорубив несколько десятков "окон" в разные уголки Украины: Черниговщина, Каменец-Подольский, Киев, Крым и, конечно, Севастополь."Конечно" — вовсе не из-за открыточных южных красот, да и патриотизм коренного жителя тут ни при чём. Очевидно тут другое: всё более заметным пунктом на пленэрной карте страны становится город-герой. На смену XIII Севастопольскому международному пленэру в гостинице "Украина" пришёл V художественный пленэр "Батилиман", который продлится до середины ноября. Ну а отсчётной вехой можно считать открывшуюся 3 ноября выставку Александра Ольхова, одного из завсегдатаев художественных встреч, организация которых традиционно лежит на плечах Анатолия Шевчука и Михаила Сальвы.

— С первого знакомства лет 6-7 назад Севастополь был для меня белым городом, — рассказывает Александр Ольхов. — Мне всегда нравилось непонятное свечение этого города. Может, объяснить его просто: здесь очень много белых домов. Но ведь и море тут совершенно другое по цветовой гамме, чем в остальном Крыму.

Мы уже обозначили широту "живописного кругозора" художника: пейзажи каких только местностей и областей не попадают в его "видоискатель"! Но вот в чём сила мастера: к каждому локусу Ольхов находит свой подход, иногда меняя колорит и живописные повадки, как хамелеон. И это Ольхов? И это? Да неужели один человек может написать две настолько непохожие по стилистике вещи? Привыкайте: Ольхову протеевы умения даются, как никому другому.

— Художник — это изначально ненормальный человек. Это диагноз, способ жизни. Когда художник попадает в новое место, у него рождаются новые образы, новый взгляд на цвет, форму, — поясняет приехавший на пленэр профессор Андрей Чебыкин, президент Академии искусств Украины, ректор Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. — Ольхова отличает тонкий, отточенный вкус. Он всё делает искренне — или не делает вообще. Но особенно талант Ольхова раскрывается в Крыму. Ему удалось уловить суть Севастополя с живописной точки зрения. Лучше всех он может передать городской ландшафт: эти фантастические аллеи со старыми платанами, при ярком солнце отбрасывающими прозрачные тени на белые здания. В Севастополе его живопись расцветает и светится.

— В Крыму раскрываются все, ведь Крым — наша прародина. И действительно, самые убедительные у Ольхова именно крымские пейзажи, — продолжает ещё один гость выставки, Елена Боримская, заведующая отделом выставочно-экспозиционной деятельности Киевского национального музея русского искусства. — Но тут важно вот ещё что. Есть такое понятие — "приращение бытия", то есть способность создавать образ такой витальной силы, что зритель ощущает эмоциональный взлёт, сопереживание, вызванное убедительностью изображения.

Убедительность — ключевое понятие в творчестве Ольхова. Не случайно зовут его Александром Васильевичем: его можно назвать Суворовым колорита, Суворовым пластической драматургии. В каждой географической зоне у него свой неповторимый подход.

Именно на неповторимость авторов делают акцент организаторы пленэров "Батилиман". И если осенние вылазки на природу — скорее встречи "патриархов", костяка пленэрного круга друзей, то весна, как и положено природой, становится порой роста и расширения группы: приезжают приглашённые художники из Украины, России, Венгрии, Китая, а также недавние выпускники училищ и вузов, в том числе Крымского училища им. Самокиша и Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Последняя, кстати, теперь стала куда ближе крымчанам: хоть в её филиале в селе Кольчугино под Симферополем учится чуть больше 60 студентов, студенческие билеты первокурсникам вручает сам пан ректор.

— Огромное счастье — находиться в Крыму, в Севастополе, наслаждаясь его красотой, — делится впечатлениями Андрей Чебыкин. — Сам Севастополь даёт множество тем, образов, мотивов для живописи и раздумий. А в Балаклаве вообще можно жить и творить! Я не раз уже говорил: буду выходить на пенсию, наверное, не найду лучшего места, где бы я с удовольствием жил.

Только начавшись, осенний "Батилиман-2010" уже пустил несколько крепких корешков в культурный грунт полуострова. Посмотрим, какие плоды принесёт пора урожая.

Другие статьи этого номера