Дары насущные

Житейская логика подсказывает: "Висят картины в залах, полнятся фондовые закрома — значит всё у музея в порядке". Подсказывает — и ошибается. Ведь функция музея состоит не только в сохранении, но и в накоплении экспонатов, которым уготовано уютное витринное бессмертие. Сегодня, когда светлые времена госфинансирования закончились, Художественный музей им. М.П. Крошицкого выживает исключительно за счёт даров. Впрочем, и дарителей-то осталось не так много: сами художники да Дирекция художественных выставок Украины. Открывшаяся фондовая выставка "Украинская живопись XX века" полностью состоит из работ, подаренных Севастопольскому музею дирекцией с середины 50-х годов XX века.Открывшая традиционную декаду памяти, новая экспозиция на два зала посвящена дню рождения Художественного музея и 75-летию Дирекции художественных выставок Украины. Из более тысячи произведений живописи и графики были отобраны всего 44. О принципе отбора рассказывает искусствовед Людмила Смирнова:

— Коллекция, собранная музеем благодаря дирекции, позволяет проследить основные этапы развития украинской художественной школы в послевоенное время. 50-60-е годы — трудовые будни советского народа: страна должна прийти в себя после войны, нужно восстанавливать народное хозяйство. А вот на конец 60-х — начало 70-х годов приходится расцвет национальных школ, и украинская школа, в том числе, приобретает свой голос, свою интонацию, напоминающую напевные украинские мелодии. Глущенко, Кашай, Бокшай. Теперь работы украинских художников можно угадать не только по этнографическим приметам (хаты, пейзаж), но и по колориту. Не только по звучности колорита, которая напоминает народное искусство, но и по напевности силуэтов, плавности перехода одного цвета в другой. В экспозицию "Украинская живопись XX века" мы включили лишь малую часть того богатейшего наследия, которым владеем. Но самое главное — наша дружба с Дирекцией художественных выставок Украины продолжается и сегодня: несмотря на самые сложные, разрушительные времена, в течение последних лет мы получили две передачи, и среди переданных работ, к примеру, — картины Марии Примаченко, классика украинского искусства.

Стоит отметить, что среди выставленных работ есть и те, что могут похвастать яркой экспозиционной историей. Так, картина Сергея Базилева "Ушёл воевать", которую молодой тогда художник посвятил студентам и преподавателям Киевского художественного института, не вернувшимся с войны, объездила пол-Европы.

— На выставке "Война и мир", проходившей в Эрмитаже, картина из фондов нашего музея висела наряду с великим полотном Александра Дейнеки "Оборона Севастополя", что хранится в Русском музее. А в середине 80-х годов картина "Ушёл воевать" экспонировалась в Берлине, — поясняет Людмила Смирнова.

По словам Людмилы Константиновны, очередная выставка в Художественном музее предлагает зрителю "золотую россыпь имён": Иосиф Бокшай, Адальберт Бокшай, Андрей Коцки, Гавриил Глюк, Антон Кашшай, Татьяна Яблонская. Эти и другие художники прочно заняли свои места в пантеоне украинской культуры, а их работы — в фондах Севастопольского музея. Что лишний раз свидетельствует о высоком статусе нашего города в художественном мире.

Другие статьи этого номера