Искушение. Возвращение. Встреча

Уехав жить в Ялту и едва ли не на полгода пропав из поля зрения родного Севастополя, Ольга Корчагина вернулась. Правда, совсем ненадолго, всего на пару дней, ключевым из которых стал день открытия её первой персональной выставки "Встреча" в виртуальном филиале Русского музея. Осень в городе-герое будто прошла под знаком художниц: экспозиции работ Варвары Грищенко, Елены Вильчуковой и Анны Кушнир перед самой завязкой зимы замкнула Ольга Корчагина."Встреча" — это не только название выставки, не только название картины Ольги, по мотивам и с участием которой молодой севастопольский режиссёр Виктор Цатрян снял одноимённый фильм. Как и для любого вернувшегося в город детства, встреча для Ольги Корчагиной — событие предельно личное, происходящее одновременно в двух планах: художественном и житейском. Впрочем, они-то, два эти плана, в творчестве молодой художницы неотделимы: любое полотно, любой набросок Ольги обладает не меньшим биографическим весом, чем календарная жизнь.

— Это встреча людей, встреча картин разных периодов (с 1999-го по 2010-й), встреча моих замечательных друзей, которых я давно не видела, — говорит Ольга. — На открытии первой авторской выставки испытываю жуткое волнение, как маленький ребёнок. Хочется куда-то спрятаться.

Наш разговор с Ольгой продолжился уже после официального открытия, когда волнение виновницы торжества немного улеглось. Да и гости, наконец, разошлись, дав картинам "раздышаться".

— Пожалуй, трудно отыскать в Севастополе другого художника с настолько "неоднородным" творчеством. Иногда даже кажется, будто выставлены работы нескольких авторов…

— Скучно всё время работать в одной манере. Меня привлекают все жанры, хочу попробовать ещё много интересных техник, которых я ещё не использовала.

— В Ялту ты переехала в июле, а с сентября продолжила заниматься тем, чему уделяла много времени и в Севастополе, — обучением детей. Студии не отвлекают от собственного творчества?

— Наоборот, дополняют его. Когда 7 лет назад я начинала преподавать, мне казалось, это вообще не моё: как так — учить? детей? А сейчас мне кажется странным, как можно жить без этого! Они настолько непосредственные, возвышенные, радостные, что могут лишь подкреплять желание творить.

— Художественное мастерство — это то, чему ты учишь или учишься?

— Это любимое занятие, через которое я могу отобразить все свои переживания, понимания, ощущения, рассуждения и размышления, даже приобрести новые познания. Если бы я была музыкантом, я бы делала это с помощью игры на инструментах. Но я художник, и мои инструменты — кисть, холст, тушь, бумага. Я использую их, чтобы добиться синтеза мысли, линии и света. Только тогда произведение получится гармоничным.

— Раз живопись и графика для тебя — методы познания, как происходит этот процесс? Осмысленно или интуитивно?

— Пятьдесят на пятьдесят. Хотя даже не так… Например, ты мечтал куда-то поехать, но мечта не осуществилась. А потом, спустя очень длительное время (не год и не два!) появляется работа, в которой явно отражается то старое, уже забытое желание. Спонтанная вещь получается только когда есть тщательно проработанный эскиз, проведена подготовка, когда заранее всё было разложено по точкам. Хотя, например, картина "Встреча", давшая имя выставке, была написана под влиянием интуитивного предчувствия изменения жизни. Так вскоре и произошло: я вышла замуж и переехала.

— У всех полотен есть своя, пусть и небольшая, история. Но некоторые наверняка стоят для тебя особняком.

— Каждая картина — это часть моей жизни. Правда, зрители не всегда понимают, какие чувства я испытывала, когда создавала то или иное произведение. Например, мою работу "Искушение" уже иначе, как "Птичка", и не называют. Хотя рождалась она во время поста, когда моя душа была растерзана, а я пыталась всячески удержать себя от нападавших искушений. Но в результате тяжесть на душе обернулась такой вот милой птичкой.

Третья важная для меня работа, кроме "Встречи" и "Искушения", — "Возвращение в город солнца". Конечно, речь идёт не о городе, а о возвращении на собственный путь. Каждый человек выбирает свою дорогу, но иногда, отклоняясь в сторону и делая неверные шаги, он сбивается с пути. И тогда он начинает искать возвращения к истоку, учась у умных людей, читая умные книги, вновь совершая ошибки и исправляя их.

Любая встреча, подобно крохотному семечку, может произрасти в нечто большее, выстрелить побегом и принести плод — неожиданный, но желанный, долгожданный. Стоит лишь научиться языку встреч. Встреч, что происходят день за днём и таят в себе все перипетии будущей жизни. Возможно, выставка Ольги Корчагиной станет для кого-то именно такой встречей.

Другие статьи этого номера