Для начала вернем читателя к нашей тревожной публикации двухлетней давности о том, как местную (поистине археологическую жемчужину!) историческую достопримечательность (чудом сохранившуюся с IV века до н.э. римскую дорогу от б. Круглой к микрорайону Камышовой бухты) варварски завалили мусором и грунтом различные строительные организации.
В ответ редакция получила тогда мажорные, успокаивающие ответы: мол, все возвернется на свои места, дорогу вернем "в первобытное состояние".
Прошло время. И подоспел тот момент, когда эмиссары ЮНЕСКО, рассматривая возможность отнесения гигантского артефакта под открытым небом — Национального заповедника "Херсонес Таврический" — к ста избранным мировым шедеврам культурного наследия человечества, задались вопросом: "А где же отреставрированные участки раскопа эллинистической дороги в Севастополе?"
И в ответ, совсем как у Высоцкого, — тишина. Истинное состояние дел на этом археологическом объекте сегодня ужасающее. Четвертый участок древней трассы, неподалеку от бывшей развлекательной площадки, завален сотнями тонн земли, вырытой на месте будущего фундамента школы-коллегиума.
Обращаться с претензиями к "авторам" этого безобразия — руководству ООО "Укрспец-строй", — по утверждению начальника производственного отдела УКС СГГА Л.Р. Швец, бесполезно: такого хозяйствующего субъекта уже нет, а деяния иных ответственных лиц рассматриваются в судах.
Заместитель генерального директора НЗ "Херсонес Таврический" Г.М. Николаенко, по ее словам, неоднократно била тревогу в "высоких приемных" администрации господина Куницына, исправно получала оттуда обнадеживающие ответы, и, как вы догадываетесь, вновь наступала… тишина. Главный "довод королей" был таков: "Вот здание гимназии выстроим, и дойдут руки до античной дороги".
Однако стоит себе сегодня трехэтажный остов гимназии как памятник бесхозяйственности. А все участники строительства "античного тупика" оказались в итоге безгрешными, как выпускники детского сада. Но успели-таки без зазрения совести разделаться с нашим культурным достоянием, как персидский царь Ксеркс — с пресловутой шумерской башней…
В этом "море слез" радужным островком выглядит мнение Ленины Швец, руководителя производственного отдела УКС СГГА: "Сейчас трудно установить истинного виновника этого бесчинства. Конечно же, землю и строймусор надлежало вывозить в Первомайскую балку. Но, помимо "спецов" ООО "Укрспецстрой", к завалу на этой древней дороге "приложили руку" многие другие застройщики, в том числе, кстати, и иные жители города, обладающие пещерным уровнем осознания своего долга перед культурным достоянием страны. Разумеется, сегодня необходим некий проект очистки римской дороги. И мы этот вопрос будем ставить, надеясь на положительное волевое решение госадминистрации".
Л.Р. Швец, кстати, в нашей беседе упомянула еще целый ряд вопиющих фактов стихийных свалок в нашем городе. Это и загаженная мусором лесопосадка вправо от серпантина на Инкерман, и безобразные земляные отвалы в районе муссоновской промкомзоны. Читатели "Славы", без сомнения, назовут и другие примеры…
А пока наш археологический раритет — античная дорога, от которой остался, пожалуй, лишь один рукотворный арочный указатель, — вновь погрузился в то состояние, которое требует разве что некой компромиссной таблички: "Осторожно! Овеяно веками!"