Мозговой штурм севастопольских бастионов

Роман Мархолиа… Да-да, опять Роман Мархолиа, креативная экономика и проблемы городских праздников. В середине февраля во Львове завершился двухгодичный проект Британского совета "Креативные города"; одна из последних его игр прошла в Севастополе. Прошла-то прошла, однако, как случается со многими задумками неутомимого севастопольско-московского режиссёра, была воспринята далеко неоднозначно. И чтобы разобрать всё по косточкам, придётся ответить на самый простой вопрос: "А что это было?"БУДНИ ПРАЗДНИКОВ

Итак, в середине января Роман Мархолиа и Ирина Константинова (костяк дирекции культурных программ "Херсонесские игры") при поддержке горадминистрации и Британского совета кинули клич. Проблема мозгового штурма была обозначена чётко: как оживить городские праздники, сыграв на сильных сторонах Севастополя, и при этом не исказить ни его лица, ни его истории? Какие праздники могут стать стимулом развития экономики и сделать жизнь горожан более насыщенной и увлекательной?

— Что сегодня тормозит развитие украинской культурной жизни? Во многом — оторванность городов и регионов друг от друга, — объясняет Роман Мархолиа. — Политическое противостояние и штампы мешают правильно понимать логику процессов, которые зависят скорее от времени, в котором мы живем, нежели от идеологических разногласий. Забавно видеть, насколько одни и те же проблемы мешают нормальному развитию культурного процесса в разных городах Украины. Чрезвычайно полезно и ободрительно знать, что, по сути, мы все боремся с одним и тем же драконом. Просто голова и хвост его появляются в разных местах и в разных обличьях. И имя этого дракона — отсутствие внятной стратегии в культурной политике.

Целый день, проведённый в гостинице "Севастополь", ушёл на то, чтобы пять народных команд (звали на игру многих, но кто пришёл, тот пришёл) должны были предложить свою программу развития городских праздников. Может, стоит воскресить давно забытое дореволюционное старое (праздник Приморского бульвара, праздник Белого цветка, Синопские обеды)? Или привить городу фестивальное новое?

— Прежде всего нам было интересно, нужны ли городу праздники и какие, — объясняет Ирина Константинова. — Но ещё важнее для нас было узнать, поддерживает ли нас общественность, есть ли люди, готовые нам помочь, готовые "заболеть" нашими идеями так же, как ими "болеем" мы. В результате игры мы поняли, что у нас много молодёжи, небезразличной к тому, что происходит в городе. И много людей зрелого поколения, которые делают и продолжают делать, придумывают и продолжают придумывать. Власть должна понять, что у города есть идеи, воплотить которые выгодно и для севастопольцев, и для бюджета. И то, что Валерий Саратов пришёл на презентацию проектов-победителей, говорит о том, что власть заинтересована в результативных и свежих решениях.

А КАК У НИХ?

Конечно, проводить бизнес-игры и придумывать праздники можно сколько угодно, но вот вопрос: зачем? Отчасти по этой причине в севастопольском мозговом штурме приняли участие эксперты из Львова, Каменца-Подольского, Санкт-Петербурга и Варшавы. В каждую команду "подселяли" одного из приглашённых гостей (к слову, многие из участников игры с иногородней пропиской — коренные севастопольцы, далеко небезразличные к родному городу). Вот и предстояло пяти сборным послушать, как те же проблемы решают в других городах, и попытаться найти чисто наш, севастопольский подход.

Депутат Каменец-Подольского горсовета Олег Демчук вплотную занимается креативной экономикой уже шесть лет. За это время ему удалось изучить опыт многих городов и стран Европы, Америки и Азии, стать выпускником Украинской школы политических студий, получить образование по созданию бренда города в Ньюпортской бизнес-академии (Нидерланды), а также разработать общую маркетинговую стратегию Каменца-Подольского.

— Креативная экономика — это твердый шаг в завтрашний день для коммерческой компании, для города, для страны, даже для межгосударственных сообществ, — объясняет свою точку зрения Олег Демчук. — Закрепив семь основных креативных идей (например, "Каменец — город, в котором мечтают ангелы": акцент — на идеях сотрудничества религиозных лидеров и церквей; "Каменец — город семи эпох"; "Каменец — город магдебургского права"), нам удалось привлечь внимание международных политиков, национальных государственных деятелей, инвесторов, СМИ. Только в отельное хозяйство вложено более 500 млн гривен, чуть меньше — в ресторанное. Событийный туризм очень высокорентабельный. Правильное продвижение фестиваля дает 5000-7000 посетителей за три дня, которые оставляют городу более 3 млн гривен. Это, конечно, не "Октоберфест" в Мюнхене, который посещают 6000000 человек, обслуживают 12000 сотрудников и который приносит доход 83000000 евро. Но к этому надо стремиться. Я полностью согласен с тем, что человеческие эмоции, детские воспоминания, впечатления от свадебного путешествия или от экстремального катания на воздушном шаре дорогого стоят. Когда олимпийскую чемпионку Яну Клочкову спросили, что ей больше всего запомнилось в 2008 году, она ответила: поездка в США с друзьями и костюмированное участие в военно-историческом фестивале Terra Heroica-2008 в Каменце-Подольском. Об этом писали многие журналы, публикуя фото Яны в старинном костюме XVII века.

Мы не могли не спросить Олега о том, какие перспективы видятся ему в нашем городе.

— Севастополю надо сберечь идею военного города, города боевой славы, но избавиться от комплекса "закрытости", а российско-советский период сделать частью своей истории, — пояснил Олег Демчук. — Для инновационных моделей поле деятельности в Севастополе очень большое: море, вино, искусство, спорт, молодёжное движение, фестивали, научные конференции, международные выставки, качественный политический диалог… Один из самых больших козырей — Херсонес, антика и ранний период христианской культуры. Надо всё это профессионально разработать, красиво упаковать и хорошо продать качественным инвесторам, открыть его согражданам. Город надо сделать брендом! Поймите: земля, недвижимость, остатки флота и другие ресурсы скоро закончатся, и надо будет что-то делать — властям, бизнесу, рядовым жителям города. Тут и понадобится "креатив", поскольку рынок очень и очень насыщен, особенно туристический. В прошедшей игре меня пугает только одно: неприятие всего украинского. Севастопольцам надо принимать Украину как мать, а не как мачеху, а людей с Западной Украины — как сограждан, а не "бандеровцев", которые учат жить. Я думаю, что со временем это пройдёт. Только все вместе мы построим прекрасную и экономически сильную страну.

А вот что считает другой эксперт, архитектор Савелий Архипенко, автор лофт-проекта "Этажи" (арт-пространство с галереями, выставочными залами, магазинами и библиотекой в здании Смольнинского хлебозавода в Петербурге).

— Упор стоит делать на стиль жизни города. Местные продукты, фрукты, рыба и, конечно, вино — вокруг этого можно и нужно создать целый миф! Ещё один акцент: в этом городе есть всё для того, чтобы отлично проводить время. Открытие бюджетных недорогих гостиниц и хостелов, создание альтернативных молодёжных карт по Крыму (велосипедные, пешеходные маршруты), реклама парома из Севастополя в Стамбул, а также "создание" дополнительных событий в городе, прежде всего для его жителей, а не для туристов. Все эти шаги, на мой взгляд, улучшат жизнь севастопольцев и позволят городу развиваться.

И ЧТО ДАЛЬШЕ?

Эксперты экспертами, но улучшать жизнь в городе нужно своим умом, своими силами, своими идеями. Что бы ни говорили приглашённые гости, а жить в Севастополе нам, а не им.

— Конечно, сам по себе мозговой штурм — уже хорошо. Однако его результаты не останутся просто словами и идеями, — говорит Ирина Константинова. — Например, проект, занявший второе место, Международный фестиваль туризма AQUA-TERRA, точно пройдёт 25-30 сентября этого года и станет частью фестиваля "Война и Мир". Поддержку для его проведения главный организатор фестиваля, Валентин Корниенко, нашёл именно на нашей игре, где собрались представители власти и интеллигенции города, студенты, предприниматели… А чего стоит проект Николая Руденко "Праздник вина и любви" (что-то вроде большого клуба для знакомства и общения под открытым небом, где люди могут находить новых друзей и дегустировать крымские вина)! А рок-фестиваль в Балаклаве, идею которого уже давно вынашивает Михаил Юрлов… Приятно, что власть повернулась к нам лицом. А фестиваль "Война и Мир" всегда готов принять под своё крыло яркие и жизнеспособные мероприятия, интересные для горожан и прибыльные для Севастополя.

Напоследок мы расспросили Романа Мархолиа о фестивале "Война и Мир-2011".

— После подведения итогов проекта "Креативные города" во Львове мы с Ириной Константиновой оказались в Киеве, — рассказал Роман. — Нам предстояли многочисленные встречи в посольствах, переговоры с партнерами и спонсорами. Это важнейшая часть подготовительной работы, которая предваряет любой творческий проект, особенно такой масштабный, как севастопольский фестиваль "Война и Мир". Мне кажется, что кашу мы заварили вкусную и сытную. О том, что нас ждет, мы расскажем в марте, когда получим официальные подтверждения договоренностей и сформируем окончательную программу. Надеюсь, позитивные результаты прошлогоднего диалога с властью и бизнесом будут питать нас во время формирования нынешнего фестиваля. Предчувствую еще один интересный год и жаркое лето в Севастополе!

Другие статьи этого номера