Воссиявшие святыни

Дебюты всегда притягивают внимание: первое публичное высказывание, обнародованное слово — всегда самое искреннее и правдивое. С 23 мая по 20 июня в Художественном музее им. М.П. Крошицкого проходит выставка "Образы православного Севастополя", задуманная и в основном осуществленная московским писателем Ольгой Ковалик — по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. При поддержке Художественного музея и Севастопольского благочиния каждый севастополец сможет совершить полноценное паломничество по святым местам Севастополя, не покидая границ выставочного зала. О сюжете и открытиях выставки "Славе" рассказывает Ольга Григорьевна КОВАЛИК.- Выставка "Образы православного Севастополя" относится к числу проектов концептуально сложных, требующих больших организаторских усилий, — поясняет Ольга Григорьевна. — Она подразумевает освещение православной жизни города в той мере, в какой это позволяют сделать дошедшие до нас артефакты из музеев Крыма. Именно поэтому выбрана такая форма построения выставки — паломничество по православной севастопольской земле: Свято-Климентовский монастырь в Инкермане, Свято-Георгиевский в Балаклаве, городские храмы, в том числе, конечно, херсонесский Владимирский собор.

— Ольга Григорьевна, как бы вы объяснили странный парадокс: тема православия в Севастополе довольно очевидна, и всё же подобной выставки в городе в последние годы, если не сказать десятилетия, не проводилось.

— Тут важно держать в уме тот факт, что на территории Московского патриархата нет места с более древней историей, чем святая земля Севастополя. Здесь просиял целый сонм святых. Причём святых вселенских: Андрей Первозванный, святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, святой князь Владимир. Дважды именно здесь происходило обретение мощей Климента, Папы Римского: сначала воды расступились по молитве учеников его, Корнилия и Фива, второй раз — перед учителями Кириллом и Мефодием (именно благодаря этому обретению, как мы помним, славянский язык стал сакральным). Историю такой силы и значимости невозможно тиражировать. Именно поэтому подобная выставка может происходить один раз в десять, в двадцать лет. Всякое прикосновение к святыне не может быть множественным, в противном случае ей грозит кощунственное затирание, выхолащивание. Само событие должно быть очень сконцентрированным, напряжённым.

— И оно обещает быть таковым, учитывая количество экспонатов…

— В общем списке их насчитывается 70, причём многие из них представлены впервые. Симферопольский краеведческий музей, библиотека "Таврика", Музей героической обороны и освобождения Севастополя, Национальный музей-заповедник "Херсонес Таврический", Музей Черноморского флота, Художественный музей им. М.П. Крошицкого — вот основные источники экспонатов. Кроме того, галерея "Зелёная пирамида" предоставила три графические работы с изображением херсонесских древностей московской художницы Нины Котёл. Задействованы даже частные коллекции. К примеру, в экспозицию вошла икона середины XIX века, на которой изображены святые Климент Римский и Мартин Исповедник. Первый настоятель Инкерманского монастыря, ныне покойный, архимандрит Августин в начале 90-х годов по важным духовным причинам передал её на временное хранение севастопольской семье художников. Там она находится до сих пор.

— Многие экспонаты выставки, безусловно, станут открытием.

— Действительно, значительных, ранее не выставлявшихся работ набирается достаточно. Однако о выставке лучше не говорить. Ее лучше посмотреть.

— Вы сказали, что такие выставки проводятся раз в десятилетие. Почему вы решили реализовать подобный проект именно сейчас?

— Дело в том, что город до сих пор не осознал, какую духовную историю он принял в наследство. Он напоминает бедного родственника, на которого свалилось огромное богатство, а он продолжает жить по старинке, прежними ценностями. Так уж сложилось, что, хотя когда-то город был окормляем церковью, в течение длительного советского периода православие здесь буквально выкорчёвывалось. Но даже 70 лет неспособны перечеркнуть прошлое. А теперь стоит вспомнить опорные даты. В этом году исполнилось 1910 лет мученического подвига священномученика Климента, 1150 лет — обретения его мощей святым Кириллом, а также 150 лет закладки императором Александром II Владимирского собора, которого не было бы, если бы не первые две даты, если бы не имя Климента, первого священномученика, в земле русской просиявшего. Как мы помним, главу Климента Римского забрал в Десятинную церковь князь Владимир и после упокоился рядом с этой святыней. Рядом с другой их частью похоронен в Риме святой Кирилл. Круг истории замкнулся. А все события происходили здесь. Именно здесь! Какое невероятное духовное богатство сам Господь принес и положил к ногам города! За ним не надо ходить за тридевять земель, но его нужно показать, предъявить. Ведь сила его такова, что оно может человека поднять над самим собой и призвать его к внутреннему духовному возрастанию. Поэтому я надеюсь, что эту выставку прежде всего посетят дети. Недавно мы отпраздновали День Победы. Какое замечательное слово! Мы ведь отмечаем не день поражения фашизма, а Великую Победу — вселенскую по значимости.

Тысячу раз правы ветераны, когда настаивают на патриотическом воспитании молодёжи. Но мы всегда должны помнить, что люди, отдававшие жизнь за Родину и Сталина, в генотипе своём, сердцем своим подразумевали: "За веру, Царя и Отечество!" Мы не имеем права отделять "За Родину!" от "За веру!". И вот тут-то стоит вспомнить о безграничной власти искусства над людьми. Есть прекрасная народная мудрость: сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет. Можно многократно произносить на разные лады разумные истины, но зрительный образ намного убедительнее даёт представление о том, к чему мы призываем. В уме и сердце остаётся прежде всего то, что видят глаза. "Образы православного Севастополя" — это подарок Севастополю к Дню города. Подарок с подтекстом, с намёком: лишь в малой мере предстоящая экспозиция даёт представление о величине и величии дара, который преподнесла этому городу история.

Другие статьи этого номера