Легкий завтрак на террасе гостиницы. Еще несколько лет назад дышащая советским прошлым, почти "заштатная",пустующая гостиница, сегодня это — отель "Севастополь", первым в Украине вошедший в сеть Best Western International. Он гордится таким воплощением своей идеи распоряжения коммунальной собственностью. "Это я вообще считаю классикой жанра, — говорит, откинувшись на спинку кресла и скользя взглядом по чуть тронутой летним ветром глади Артиллерийской бухты, — "Севастополь" стал трехзвездочным отелем мировой сети, приносит прибыль, а на средства, вырученные от приватизации гостиницы, город приобрел стадион и построил хирургический корпус". Наш собеседник — Валерий Саратов, покинувший должность председателя Севастопольской госадминистрации 1 июня 2011 года. — Валерий Владимирович, ощущение такое, что вас приглашали на роль кризисного менеджера, который профессионально выводит предприятие из кризиса. Только кризисный менеджер знает, когда он покидает свой пост, — у него работа такая. А вы знали?
— Мне не сообщали, что меня назначали на год. Кризисный менеджер… Нет, я работал не как кризисный менеджер. У меня большой жизненный опыт. Я занимал разные должности и сделал в своей жизни вывод: надо работать так, как будто ты работаешь на этом месте навсегда. Если только пытаться работать на год-два, то возникает желание заниматься только текущими делами. Если бы мне сказали, что мне работать всего год, то я все равно работал бы так же. Если сказать честно, я все же работал с расчетом на то, что мне будет предоставлена возможность доработать до конца 12-го года. Ведь результаты многих моментов, над которыми я и наша команда работали, сегодня людям еще не видны.
Например, предполагалось, что в следующем году мы должны были перейти на другой принцип формирования программы социально-экономического развития города, учитывающий проблемы всей территории. Думаю, так и будет — я постараюсь убедить депутатов горсовета, коим и сам являюсь. Например, предложить по два миллиона гривен передать каждому депутату для решения проблем людей на округах и включения этих работ в Программу СЭР.
— То, за что вы лишились поста, по стране было озвучено приблизительно так: в Севастополе в три раза повысили тарифы на тепло, при этом не достигли уровня себестоимости; Саратова убрать за тарифы. И тут же предлагают занять должность руководителя Национального комитета по формированию коммунальных тарифов. Где логика?
— У власти нет задачи повышать тарифы. Государство и регионы должны выдерживать пропорцию — коэффициент соотношения платы за коммунальные услуги к среднему уровню зарплаты. Севастопольская семья, проживающая в стандартной квартире, в минувшем отопительном сезоне отдавала 27% от средней заработной платы. Эта цифра оказалась достижимой для людей, так как отопительный сезон мы прошли с оплатой населением 94%. Целый этап в моей жизни: повышение тарифов было сложным, но, уходя, я говорю: "У нас самые низкие по стране тарифы по теплу". Прошедший отопительный сезон был лучшим за последние 10 лет.
— Бог уже с ними, тарифами. Может, причина в другом? Вы стали инициатором привлечения инвестиций на земли, арендуемые Черноморским флотом Российской Федерации. То есть появилась информация о новых землях, на которых можно было бы "развернуться". Не могло ли случиться так, что вы оказались на пути неких олигархических интересов?
— На мой взгляд, главное в привлечении инвестиций — работа власти.
Первое. Не должно быть коррупции.
Второе. Власть должна быть стабильной, как и законы, которые власть реализует.
Третье. Власть должна быть абсолютно обязательной в защите инвестиций. Во всех переговорах я брал на себя эти обязательства. К сожалению, нарушен пункт "2", что, безусловно, мешает реализации проектов.
Привлечение инвестиций со стороны Российской Федерации в земли, арендуемые Черноморским флотом, достаточно серьезно прорабатывается российской стороной.
— Досадно, что не успели довести дело до конца?
— Досадно, что исключительно много времени уходило на разборку завалов. Интересно ли растаскивать руины? А мне достались руины в земельных вопросах и руины в вопросах "освоения" бюджетных средств в различных стройках.
— Но ведь есть чем гордиться?
— Мы работали как проклятые, без выходных, по 12 часов в сутки. Сделали много. Мы абсолютно все документы, все расчеты представили в Кабинет министров, чтобы изменить плату за аренду земли Черноморского флота. Летом будет проведена переоценка земли — появится другая доходная часть бюджета, с точки зрения развития можно будет сделать значительно больше! Ведь без приведения в порядок экономики, без новых источников пополнения бюджета движение вперед невозможно.
Серьезно подошли к систематизации нашей работы. Уже в этом году мы полностью должны перейти на программно-целевой метод функционирования города. У нас для этого все готово. Когда я пришел, у нас вообще не было проектной документации. Поэтому мы делаем документацию на 20 миллионов гривен! Это и строительство моста в районе железнодорожного вокзала — вложили свои деньги, а под эту документацию будут привлекаться государственные средства. Готовится документация на реконструкцию улицы Пожарова, на мост возле строительного техникума. А как без документации строить?
А чего уже достигли, так это начали реализовывать программу строительства очистных сооружений, которыми никто не занимался последние 15 лет. Построили по селам региона, в следующем году планировали начать реконструкцию Южных очистных сооружений.
Мы реально попытаемся спасти троллейбус. При складывающейся тенденции развала предприятия дотации троллейбусу занимали бы завтра весь бюджет развития города. Предприятие превратилось бы в слесарно-троллейбусное управление, где слесарей значительно больше, чем водителей, потому что нужно латать старую технику. А у нас уже был проработан вопрос взятия в лизинг 60 троллейбусов, чтобы уйти от этой "идиотской" ситуации.
Моя команда работала даже меньше года, и мы столько успели! Так что в конце 2012-го вы, безусловно, бы в Севастополе почувствовали изменения к лучшему.