Будущее России не зависит от санкций. Будущее России зависит от нас В.В. Путин
Севастополь 6o

Первый отечественный фильм создавался в Севастополе

Не все горожане знают, что первый отечественный историко-художественный фильм создавался в Севастополе. Он был посвящен первой обороне города 1854-1855 гг. Кинолента снималась на севастопольских бастионах, в окрестностях города. В съемках принимали участие как известные...

Не все горожане знают, что первый отечественный историко-художественный фильм создавался в Севастополе. Он был посвящен первой обороне города 1854-1855 гг. Кинолента снималась на севастопольских бастионах, в окрестностях города. В съемках принимали участие как известные в ту пору артисты (И. Мозжухин — адмирал Корнилов), так и сами еще живые участники обороны. Невероятное впечатление на зрителей производили и производят по сей день последние кадры кинофильма, когда на передний план один за другим выходят убеленные сединами герои Севастопольской обороны.
Первым зрителем готовой киноленты стал российский император Николай II. Фильм "Оборона Севастополя" был показан в его летней резиденции, Ливадийском дворце, 13 ноября 1911 года.
Создание этого фильма стало одним из самых значительных событий дореволюционного кино. Как отмечали исследователи, за всю последующую жизнь отечественного кинематографа ни одному фильму "не удалось превзойти "Оборону Севастополя" по своему успеху у зрителей".
100-летию фильма, отмечаемому в этом году, посвящается ежегодный XXIV фестивальный мемориал "Дни Ханжонкова в Севастополе". Мы встретились с автором и руководителем этого медиапроекта киноведом Борисом АРСЕНЬЕВЫМ. — Борис Михайлович, вы неоднократно проводите в нашем городе свои социокультурные проекты. Чем отличается нынешний мемориал?

— Во-первых, тем, что он посвящен 100-летию фильма "Оборона Севастополя". Во-вторых, он проходит в год 150-летия со дня рождения первого русского кинорежиссера Василия Гончарова. Обычно, говоря об этой ленте, называют имя московского кинофабриканта Александра Алексеевича Ханжонкова. И это естественно: он — основатель отечественного кинопроизводства. Но бок о бок с ним работал режиссер Василий Михайлович Гончаров, который и восстановил всю Севастопольскую эпопею. Однако имя Гончарова даже не значится в энциклопедии Севастополя. В канун юбилея был восстановлен визуальный образ картины. Это было сделано усилиями "Дома Ханжонкова в Ялте", МКДЦ "Дом Москвы в Севастополе" и Фонда Ролана Быкова при содействии Министерства культуры РФ и НИИ киноискусства РФ. Теперь лента максимально приближена к первому варианту. Информационный показ пока еще рабочего проекта уже состоялся в Севастополе. Именно такой воссозданный вариант увидят севастопольцы в дни юбилея.

— Нередко можно встретить второе название фильма — "Воскресший Севастополь". Как и когда оно появилось?

— В июньские дни 1911 года знаменитая Севастопольская панорама была закрыта, поскольку находилась в Петербурге, где ей довелось "гостить" с апреля 1909 года. Курортники знали об этом и все же, забыв о пляжах, толпами шли на Исторический бульвар. Им не хотелось упустить невиданное доселе зрелище — киносъемку обороны Севастополя. Несколько дней на 4-м бастионе столбом стоял пороховой дым, натурально грохотали пушки, палили из ружей и дико орали атакующие зуавы, приводя в восторг зевак и волнуя скромных старичков и старушек — участников тех давних событий, выступавших теперь в роли ответственных "консультантов". В момент короткой передышки газетный репортер "пытал" распорядителей съемок Александра Ханжонкова и Василия Гончарова: какому жанру отвечает будущая картина — боевик, трагедия или драма? Неизвестно, кто из организаторов признался, что цель киноверсии обороны — воскресить память о трудных испытаниях, выпавших на долю Севастополя. 1 июля 1911 г. петербургский журнал "Огонек" поместил на своей обложке фоторепортаж о новом проекте известной фабрики кинокартин "Торговый дом А. Ханжонков и КО" под названием "Воскресший Севастополь". Название оказалось метким. Его оценили историки, и, как покажет время, оно сказалось на биографии фильма.

— Каким именно образом?

— Корреспондент "Огонька" писал: "В Севастополе приводится в исполнение своеобразное художественное историческое предприятие, которое не только воскресит, но и увековечит трагические картины обороны Севастополя". Репортер как в воду глядел… Дефицит информации назрел давно: Восточная (Крымская) война вызвала у жителей Европы и Америки потребность в подробностях о боевых действиях. Художники Ж.Ш. Ланглуа, Л. Меедин, Р. Джеймс, С. Вильяме, Р. Фентон и их коллеги, входившие в состав экспедиции союзников в Крыму, постарались удовлетворить этот дефицит. Их живописные визуализации боевых сражений были частью информационной поддержки войны. Стратегическая цель была достигнута: волна критики спала, а европейское общество примирилось с неизбежностью присутствия войск под стенами Севастополя. Широко растиражированный образ Крымской эпопеи долго использовался Европой в виде своего рода механизма сдерживания общественной критики, но больше напоминавшего официозный историко-популярный комикс, внедряемый в массовое сознание не только европейцев, но и жителей России.

— Так чему же отдавалось предпочтение: европейским комиксам или русскому кино?

— Ответ содержится в самом вашем вопросе. Единственный в истории мирового кино дозвуковой фильм о Севастопольской обороне подтолкнул широкого отечественного зрителя к размышлениям: от кого народ должен получать правду о собственной истории? Успех картины на огромном внутреннем рынке определил выбор российского зрителя в пользу отечественного кинопроизводителя. Морская батальная эпопея, снятая на местах былых сражений, помогла разрушить в народном сознании европейские установки об истинном исходе битвы за Севастополь. Киноправда обороны "Оборона Севастополя" нашла у зрителя твердый кредит доверия. Но оценка фильма не была единой. Одни его принимали, другие критиковали. Однако в целом зритель увидел за внешней простотой киноленты ее скрытую мощь.

— В чем была ее правда? Ее суть?

— В гуманизме — можем сказать мы через прошедшие сто лет. Завершая в 1855 году свою медиаинформационную стратегию, европейские союзники продемонстрировали всему миру серию трагических фотоснимков разрушенного Севастополя. Эти сенсационные фотодокументы должны были убедить читателей или зрителей, что непокорный город почти стерт в порошок. Совсем другой настрой был у фильма "Оборона Севастополя": в его заключительных кадрах режиссер В. Гончаров показывает восстановленные после чужеземного нашествия дома, храмы, памятники — мирный город у моря. Вот он — воскресший Севастополь! Как доказательство всепрощающей, не помнящей зла любви авторы фильма пригласили к экрану вчерашних врагов Севастополя — французов, англичан. А рядом снимались и наши соотечественники — доблестные защитники города. Всем нашлись и сочувствие, и доброта. В этом виден православный подход создателей фильма к осмыслению исторических ошибок. Народ не помнит зла, не хвалится недобрыми делами, а всегда только жалеет о них. И зритель душой и сердцем принимал эту высокую народную киноправду.

— Борис Михайлович, впервые в афишах и информационных материалах вы представляете своеобразный бренд картины. Как вам удалось его разыскать?

— Действительно, эта афиша с 1911 года сопровождала все показы и информационные материалы о фильме "Оборона Севастополя". Мы долго искали первые эти представления киноленты и нашли их в архиве Государственной Российской библиотеки. Думаю, эта афиша будет интересна нынешним кинозрителям.

— Безусловно. Спасибо за беседу.

Губернатор Севастополя Михаил Развожаев сообщил, что власти города реконструируют улицу Капитанскую в рамках создания парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов» на мысе Хрустальном. На работы потратят 2 млрд рублей. «При строительстве...

И.о. директора департамента образования и науки Севастополя Лариса Сулима в ходе аппаратного совещания доложила, что межведомственная комиссия проверила готовность образовательных учреждений ко Дню знаний. По ее словам, межведомственная комиссия работала в период с 1...

В тг-каналах вызвал особый резонанс видеоролик, в котором сотрудница игровой комнаты в ТЦ «Муссон» не пустила 9-летнюю девочку с аутизмом в игровую комнату. По ее словам, данная мера принята в целях безопасности девочки и...

Губернатор Севастополя в своем тг-канале поздравил севастопольцев с Днём Государственного флага Российской Федерации. «…Наш флаг — один из важнейших символов Российской государственности. Сейчас, когда русофобия в западном мире зашкаливает, наш триколор — это ещё...

В финал регионального этапа главного педагогического конкурса «Учитель года России» 2022 года вышло 86 участников. В том числе финалисткой стала учитель «ШКОЛЫ ЭКОТЕХ+» Наталья Караулова. Она педагог с 8-летним стажем. Преподаёт английский и немецкий...

По поручению губернатора Севастополя Михаила Развожаева в городе ведётся замена газового оборудования ветеранам Великой Отечественной войны. Работы выполняются в рамках оказания дополнительных мер соцподдержки ветеранов Великой Отечественной войны.  Замена оборудования ведётся за счет средств...

Все новости рубрики АРХИВ