Севастополь — яхтенная столица Украины

Уважаемые севастопольцы, гости, друзья и все те, кто всем сердцем любит Севастополь, как долго вы будете довольствоваться убогими комментариями из советского прошлого о нашем легендарном городе-герое и природе Крыма? Кажется, что время приостановилось, и современный взгляд на настоящее отражается лишь в области недвижимости, да и то в отношении вырастающих вилл, шикарных загородных домов и вообще элитжилья на побережье! Скучно, непрогрессивно! Мир полон возможностей, свежих веяний и интересных идей, и сегодня, при поддержке реальной прогрессивной власти, удается превратить наш город не только в военно-морскую базу двух дружественных флотов, но и в крупный международный пассажирский, торговый порт и в главный центр международного яхтинга на Черном море.
В свете реализации решения коллегии СГГА, которая состоялась 21 июля, где обсуждалась концепция развития парусного спорта и яхтинга в Севастополе, я расскажу о возможностях развития парусного спорта и яхтинга в городе Севастополе и в Украине в целом.

Развитие парусного спорта и яхтинга в Украине возможно в нескольких приморских городах, таких как Одесса, Мариуполь, Николаев и Севастополь. Эти города имеют достаточно развитую инфраструктуру, здесь исторически развивался парусный спорт и природные условия позволяют активно заниматься яхтингом. Однако только климатические условия Севастополя позволяют заниматься парусным спортом круглогодично, так как только севастопольские бухты не замерзают в зимнее время. В этих бухтах, наряду с военными, располагаются и социальные объекты, имеющие водно-спортивную специализацию (яхт-клубы, водные станции, гребные базы и лодочные стоянки). Однако, несмотря на наличие таких объектов, город Севастополь на сегодняшний день не сможет принять и провести на достойном уровне ни одну крупную международную регату, потому что ни одна водная станция и ни один яхт-клуб или яхтенная стоянка не соответствуют современным международным требованиям и европейским стандартам.

Нами был изучен и проанализирован опыт строительства и функционирования яхт-клубов и яхтенных марин (яхтенных портов) в странах Европы, где наиболее развит яхтинг (Турция, Греция, Италия, Франция, Испания, Германия). Яхтенные марины в этих странах приносят в бюджет колоссальные доходы, создают новые рабочие места, совершенствуют инфраструктуру приморских городов и привлекают большое количество яхтенных туристов и яхтсменов со всего мира. К примеру, по заявлению министра транспорта Турции, господина Бинали Ялдирима, в 2010 году Турция получила доход от яхтенного туризма в размере 4 млрд долларов США и планирует в ближайшее время довести эту цифру до 10 млрд долларов США. Для этого в прошлом году в Турции было построено и введено в строй 5 новых яхтенных марин общей вместимостью 2 940 яхтенных мест, и в настоящее время строятся и готовятся к вводу в эксплуатацию еще 8 яхтенных марин вместимостью 1 765 мест. На стадии тендерных конкурсов планируется получить еще 2 785 мест яхтенных стоянок. После ввода в строй всех этих яхтенных марин в Турции постоянно смогут базироваться 15 000 яхт, а к 2023 году турки планируют довести количество мест яхтенных стоянок до 50 000! Можно легко подсчитать, что и доходы Турции только от яхтинга тогда достигнут 20 млрд долларов США! А что делается в этой области в нашем городе? А ведь именно Севастополь имеет самые лучшие природные условия на Черном море для создания яхтенных марин и яхт-клубов.

Проанализируем историю развития и функционального назначения яхтенных марин в Европе, которая позволяет разделить их на 4 основные группы.

МАРИНЫ 1-ГО ПОКОЛЕНИЯ

Первоначально яхтенные марины возникали стихийно в естественных природных условиях, обеспечивающих их безопасную и, как правило, рейдовую стоянку. Это было возможным в устьях судоходных рек со слабым течением и в естественных закрытых бухтах. Чаще всего марины возникали возле населенных пунктов или около верфей. Гидротехнические сооружения (ГТС) и причальное оборудование марин 1-го поколения были примитивными и обеспечивали лишь минимальные потребности по стоянке и обслуживанию плавсредств. Такие стоянки для шлюпок и небольших катеров мы можем наблюдать и у нас — в бухтах Стрелецкой, Омеге, Александровской и Инкермане.

МАРИНЫ 2-ГО ПОКОЛЕНИЯ

специально обустраивались в качестве мест для стоянки яхт на территории и акватории ранее построенных торговых или рыбных портов. Имеют значительные капитальные причальные сооружения, трансформированные или реконструированные специально для обслуживания яхт. Они широко распространены, создаются в настоящее время в Италии и Турции. В качестве примера можно привести яхтенную гавань Золотой символ в Балаклаве и стоянки для яхт на бывших военных причалах Севастополя в бухте Южной.

МАРИНЫ 3-ГО ПОКОЛЕНИЯ

представляют собой специально построенные порты для стоянки и обслуживания яхт. Как правило, площадь акватории значительно больше площади территории марины. Фактически представляют собой стоянки для яхт на воде. Сегодня являются наиболее распространенным типом марин. Основная прибыль — от арендной платы за стоянку и обслуживание яхт. К сожалению, в Севастополе пока нет таких яхтенных марин.

МАРИНЫ 4-ГО ПОКОЛЕНИЯ (МАРИНЫ-ДЕРЕВНИ)

Наиболее перспективные объекты яхтинга, представляющие собой марины с развитыми ГТС и жилыми зданиями непосредственно на причалах (при определенных допущениях можно провести аналогию с мотелями). Являются максимально привлекательными для туристического контингента широкого спектра.

Обычно площадь акватории меньше площади территории, при высокой плотности жилой и рекреационной застройки. Основная прибыль — за счет функционирования самых разнообразных объектов сервисного обслуживания туристов и отдыхающих на фоне морского и яхтенного антуража.

Для Черноморского побережья Севастополя выбор компоновочного решения и функционального назначения отдельных комплексов сооружений, входящих в состав яхтенной марины, обусловливается, помимо естественного режима побережья, целым рядом других условий:

— марина должна обеспечивать удобную и безопасную эксплуатацию и стоянку катеров и яхт при любых погодных условиях;

— территория марины должна обеспечивать размещение комплекса зданий и сооружений, соответствующих назначению марины по всему спектру предоставляемых услуг, и соответствовать современным международным требованиям и стандартам;

— строительство марины должно производиться с минимально возможным изъятием городских земель в наиболее осваиваемой (и, соответственно, наиболее ценной) прибрежной зоне;

— законодательство должно создавать комфортные условия для иностранных и отечественных яхтсменов и яхтенных туристов.

В качестве примера можно рассмотреть наше предложение по размещению в бухте Казачьей яхтенной марины с сервисным центром и яхт-клубом со школой высшего спортивного мастерства, как центром олимпийской подготовки Украины в виде морского ландшафтно-рекреационного комплекса.

Севастополь является самой южной точкой Крыма и Украины и рядом с такими соседями, как Турция и Болгария, с развитой инфраструктурой яхтинга, имеет возможность перенимать положительный опыт наших соседей в этой отрасли, для чего необходимо:

— продолжать развивать городскую инфраструктуру яхтинга;

— совершенствовать отечественное законодательство в области яхтинга;

— популяризировать занятия парусным спортом и яхтенным туризмом в СМИ;

— привлекать в Севастополь яхтсменов, организуя различные парусные регаты (Кубок Крыма, Кубок Черного моря, Севастопольская парусная неделя, по примеру города Киля) и яхтенные ралли, по примеру Черноморского яхтенного ралли "КАЙРА".

Эти мероприятия позволят: значительно пополнить городской бюджет через налоги и сборы, а также через проведение земельных аукционов для строительства яхтенных марин и яхт-клубов; создавать новые рабочие места; получать косвенные доходы от прибытия в город яхтенных туристов. По опыту стран Средиземноморья, одна пришедшая яхта пользуется сервисом и услугами минимум по десяти направлениям: ремонт парусов, сервис яхтенного оборудования, бытовые услуги, общественное питание, экскурсионное обслуживание, услуги наземного транспорта и связи и т.д. Опыт развитых европейских стран показывает, что доходы от яхтенного туризма превышают доходы от гостиничного бизнеса на 50 — 70%.

Современный яхтинг — это не только спорт и туризм, но и развитие малого судостроения и судоремонта, что тоже очень актуально для города Севастополя.

Несколько слов непосредственно о парусном спорте, поскольку я являюсь президентом Парусной федерации Украины. Олимпийский парусный спорт имеет в своей программе 11 номеров и классов яхт, кроме этого, еще имеются международные детские и юношеские классы яхт, в которых проводятся национальные, европейский и мировые первенства. Ребёнок начинает заниматься парусным спортом с 8 лет на яхтах класса "Оптимист" или "Кадет" и может продолжать свои занятия до глубокой старости, переходя с возрастом из одного класса яхт в другой. Севастополь знаменит своими яхтсменами: Валентин Манкин — 3-кратный олимпийский чемпион, Светлана Матевушева — призер Олимпиады в Греции, Иван Чехлатый и Алексей Борисов — чемпионы Европы. Многих чемпионов СССР и Украины воспитал ваш город, имеющий славные парусные традиции.

Опыт передовых стран показывает, что для привития детям и юношам любви к морю и парусному спорту в общеобразовательных школах приморских городов введены уроки основ парусного спорта, на которых дети закаляются, развиваются физически и умственно и получают знания и навыки управления парусной яхтой в местном яхт-клубе.

Давайте вспомним толкование термина "яхта" в толковых словарях. Они трактуют яхту как судно, предназначенное для отдыха и спорта. Исходя из этого, яхты могут быть парусные, моторные, парусно-моторные и гребные. Поэтому мы и предлагаем совместными усилиями разработать новую программу развития яхтинга в Севастополе, которая позволит создать яхтенную инфраструктуру в городе и привести ее в соответствие с современными европейскими стандартами и требованиями. Сейчас в Севастополе, в Крыму, да и в Украине в целом стоит проблема с сервисным обслуживанием яхт. Например, владельцы крупных яхт не имеют возможности поднять из воды и провести косметический ремонт даже 100-футовой яхты, и для этого они вынуждены идти в Турцию или другую страну, пополняя бюджеты этих стран, а почему нам этого не сделать в Севастополе, куда для сервисного обслуживания и ремонта будут приходить яхты со всего Черного моря? А в каком состоянии находится гребная база в Инкермане, которая в советское время служила основной базой подготовки отечественных гребцов в осенне-зимний период. Подобных проблем наберется очень немало. Сегодня для решения имеющихся проблем Севастополя, Крыма и Украины в целом предлагается разработать программу развития яхтинга в Севастополе, которая определит территориальное расположение объектов строительства яхт-клубов и яхтенных марин. Также программа позволит проанализировать международное право в области яхтинга и выйти с законодательной инициативой с изменениями в отечественном законодательстве, чтобы максимально приблизить его к европейскому.

Анализируя состояние дел в Севастополе в области яхтинга, мы пришли к выводу, что в сложившейся ситуации на текущий момент только бухта Казачья способна без привлечения бюджетных средств именно на новом месте, и только за счет инвесторов, подарить городу первую современную яхтенную марину с сервисным центром и международный яхт-клуб со школой высшего спортивного мастерства. Они по праву станут главным центром олимпийской подготовки в Украине и добавят международный авторитет Севастополю как яхтенной столице Украины.

Другие статьи этого номера