Точка отсчета святости

Известно, что великий князь Киевский Владимир крестился со своей дружиной в Корсуне-Херсонесе в 988 году. Тогда же свет веры Христовой разлился по всей Руси. Но первый ее луч на нашу землю пробился лет на 900 раньше. Может, не первым, но точно одним из первых христианство проповедовал, крестил язычников в Инкерманских каменоломнях ученик апостола Петра, принявший после него кафедру Папы Римского — Климент.

За ревностное распространение слова Христова второй папа Римский Климент был сослан из столицы на задворки империи. Чаще пишут, что так распорядился император-язычник Траян. Может быть. Но участник проходящей в эти дни на базе Национального заповедника "Херсонес Таврический" VI Международной научной конференции по церковной археологии "Херсонес — город святого Климента", старший научный сотрудник Института общей истории Российской академии наук, кандидат исторических наук Сергей Беляев (Москва) высказал мысль о том, что второго Папу Римского отправил в ссылку Домициан I. Этот бездарный император главенствовал в Риме с 81-го по 96 год, пока его не убили сограждане.

"Правление Домициана выродилось в самый разнузданный террор… Домициан… стал именовать себя господином и богом и сделался гонителем и палачом всех добропорядочных людей" (Е.Ф. Федорова. "Императорский Рим в лицах". Издательство МГУ. 1979 год). Видимо, под горячую руку тирана попал и Климент — второй Папа Римский. По надежным литературным источникам кирку в Инкерманских каменоломнях он взял в руки в 94 году.

Подвижник новой на то время веры не укротил свои порывы и на новом месте. И чем не приглянулась эта вера императорам-язычникам? Она ведь утверждала в общем-то полезные для трона вещи. Например, подставить правую щеку, если больно ударили по левой. Но тираны смекнули, что учение Христа опасно в главном: jно угрожало их непререкаемой власти над людьми. Чем завоевывал Gапа Римский Климент сердца людей? Верно, пламенной проповедью. А еще — конкретным делом. Так, по его молитве в Инкермане из внешне безжизненной скалы ударил источник чистейшей холодной воды.

С 97-го по 117 год империей правил уже упоминавшийся нами Траян — император в общем-то дельный. Его даже не носили по Риму на носилках. Он предпочитал ходить пешком. У Марка Ульпия Траяна вырос огромный зуб на врагов империи. К ним он отнес и доносчиков. Не о них речь, а об избранном им наказании: Траян повелел топить их в море.

В 101 году Траян пошел войной на Докию. В этом же году не без его воли неугомонного второго Папу Римского утопили с корабля в бухте. Сегодня мы ее называем Казачьей. Для верности на шею ссыльного повесили тяжеленный якорь.

Со времени гибели священномученика Климента Римского прошло 1910 лет. А 1150 лет назад создатели славянской письменности равноапостольные Кирилл и Мефодий обрели святые мощи подвижника веры Христовой. Крестным ходом они были доставлены в Херсонес.

По случаю круглой даты на островке в Казачьей бухте, который в прошлом году единодушным решением городского совета наречен именем Климента Римского, подняли металлический пятиметровый крест. На прикрепленную к нему табличку нанесен текст следующего содержания: "Крест сей водружен в память мученической кончины священномученика Климента — Папы Римского — по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря попечением Фонда имени Андрея Рублева и прихода храма Священномученика Климента в Замоскворечье".

Освящению креста на мемориальном месте предшествовал крестный ход верующих. На порядок его проведения время наложило свой отпечаток. В прошлом году, например, киевские и севастопольские дайверы организовали проведение службы Божьей батюшкой и крестного хода у островка Климента Римского на морском дне под четырехметровой толщей воды. Любительский фильм об этом неординарном событии был показан во второй день VI Международной научной конференции по церковной археологии.

Из Карантинной бухты в Казачью в назначенный час отчалила флотилия с ее участниками и гостями. Часть верующих отправилась в определенный час к назначенному месту дедовским методом — пешком под сенью хоругвей с песнопениями. Как бы ни передвигались православные люди, их души были охвачены тем же чувством, что и спутников равноапостольных Кирилла и Мефодия. С тех пор в душе и в сердце верующего ничего не изменилось. И тогда, и теперь они были охвачены чувством благодарности священномученику Клименту Римскому за его подвиги во имя веры, жертвенность в служении Богу. Свет их будет сиять, поддерживать дух людей всегда.

Чин освящения креста в услужении севастопольского клира совершил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.

— Время не в силах стереть те священные минуты, которые отпечатались в сердцах верующих людей на протяжении уже многих и многих веков, — сказал владыка в своей проповеди. — 1910 лет прошло с момента мученической кончины святого Климента Римского. И верующее сердце постоянно к нему двигается, чтобы получить от него благословение, чтобы получить от него наставление и чтобы поблагодарить Бога за то, что он посылает нам людей, за которыми можно идти…

— Сегодня на том месте, где принял мученическую кончину святой Климент, возвышается крест, — продолжал митрополит Симферопольский и Крымский. — И мы поклоняемся этому кресту, и этот крест будет напоминать постоянно о том, что это место освящено его жизнью и освящено теми подвигами и мученической его кончиной… В IХ веке святые равноапостольные Кирилл и Мефодий открыли эти (священномученика Климента Римского. — Авт.) мощи. С того времени они сияют подобно бриллиантам, и эти бриллианты указывают путь шествия нашего жития.

Владыка Лазарь поблагодарил всех верующих за труды по прославлению священномученика Климента Римского. Особая благодарность была выражена в адрес Фонда имени Андрея Рублева и прихода храма Священномученика Климента Римского в Замоскворечье — создателей прекрасного креста-памятника. Митрополит Симферопольский и Крымский призвал воспитывать нашу прекрасную молодежь, дабы она знала Творца.

— Дай Бог, — произнес в конце проповеди владыка Лазарь, — чтобы в памяти нашей всегда теплилась лампада веры и чтобы она освещала вокруг нашу жизнь и наставляла нас на созидание, но не на разрушение.

— Сегодня для меня, — заявил настоятель храма Священномученика Климента Римского в Замоскворечье отец Леонид, — очень торжественный и радостный день, наверное, самый светлый в моей жизни, поскольку с помощью наших друзей из Фонда имени Андрея Рублева воздвигнут этот крест на месте священного упокоения, мученичества и славы священномученика Климента.

В этом месте своего выступления гость из Москвы произнес фразу, вынесенную в заголовок нашего репортажа. Отец Леонид сказал, что память святого Климента Римского является точкой отсчета святости крымской земли — как-никак первый век христианства.

Москвичи доставили в Севастополь не только крест (кстати, изготовленный металлистами Липецка), но и ларец с частицей мощей священномученика Климента Римского. К ним с молитвой приложились многие севастопольцы и гости города.

Неудивительно, что церемония на островке Климента Римского собрала вместе людей из разных стран, и даже верующих христиан восточного и западного обрядов. Хотя удивляться нечему. Священномученик Климент Римский — символ объединения людей.

А. КАЛЬКО.

P.S.: В рамках VI Международной научной конференции по церковной археологии состоялась дискуссия по проблемам сохранения и благоустройства островка Климента в Казачьей бухте. Отчет об этом мероприятии будет опубликован в ближайших номерах "Славы Севастополя".

Другие статьи этого номера