О «кормчих детских душ», родителях и детях

Всем известно, что роль учителя является главной и приоритетной в воспитании и образовании нашего с вами будущего. Можем ли мы отдать первенство в этом вопросе родителям? Лично я глубоко сомневаюсь в этом. Ведь родители, даже при огромном желании воспитывать своё чадо, редко имеют такую возможность. Мало того, что они располагают небольшим количеством свободного от работы времени, так еще и недостаточно подготовлены для этого. Судите сами: может ли уставшая после трудовой смены мать или озабоченный делами отец по вечерам вести со своим отпрыском душеспасительные беседы? Найдутся ли у них силы схватить потомка за рукав в воскресенье, когда он бежит к товарищам, и прочитать ему нотацию-другую? Да и достаточно ли мы, родители, "подкованы" в плане взращения своих детей? Ведь редко какой родитель по своим профессии и призванию — педагог. Иной и хотел бы воспитывать, да не знает как. За что бранить, за что миловать? Как наказывать и наказывать ли вообще? К тому же хорошо ли может научить тот, кто сам является уютной гаванью для многих грехов (а кто из нас сегодня безгрешен)?

Ошибаются те, кто ограничивает обязанности учителя исключительно лекторскими функциями. Учитель — не ходячий граммофон, чья обязанность лишь выдать информацию, которая и так написана в учебнике. Именно учитель — эталон, ориентир и alma mater. Он — "кормчий детских душ" (не только от слова "кормило", но и от слова "корм").

Что же нужно учителю, чтобы быть настоящим Учителем? Наверное, для каждого существует свой, уникальный "рецепт". Но некоторые "ингредиенты" все же не мешало бы назвать.

Самое первое качество настоящего учителя — это приветливость. Когда учитель входит в класс, его лицо выражает готовность дарить положительные эмоции, доброжелательность и хорошее настроение.

Второе необходимое качество — невинность. Иными словами, это чистота помыслов и, может быть, даже безгрешность или упорное стремление к ней. Учитель никогда не должен употреблять грубых слов. Даже в мыслях. Глядя на человека, всегда можно сказать, ругается ли он про себя. Глядя на учителя, можно точно сказать, что он НЕ ругается. Однако невинность надо отличать от наивности — это качество чуждо учителю, который всегда бдителен к обману и сосредоточен.

Третье качество — жертвенность. Переступая порог класса, учитель забывает обо всех своих проблемах дома и на работе, он полностью отдаёт себя детям, занят только ими и только к ним обращает своё внимание. Как бы ни была сильна усталость, учитель старается быть приветливым и держать осанку (что очень важно для хорошего самочувствия и настроения).

Не стоит забывать о креативности. Учитель избегает проторенных путей. У него не может быть клички, данной учениками, так как кличку можно дать лишь тому, чьё поведение легко предсказать. Учитель всегда находит новые пути к сердцам детей. И во всем умеет находить радость. Для него счастье — видеть лица детей. Ведь что на свете может быть прекрасней? Этой радостью настоящий учитель щедро делится с окружающими, оставаясь немного в отдалении от них, сохраняя дистанцию. Он — как солнце, чьи лучи греют, но приблизиться к нему не дано.

Вот основные составляющие учительского мастерства, о которых говорил будущим педагогам, а ныне студентам, в своей лекции протоиерей Артемий Владимиров, учитель высшей категории. И, наверное, не ошибусь, если скажу, что многие из родителей были бы безмерно счастливы, если бы их детей учили такие учителя.

Другие статьи этого номера