Ослабление контроля ведет к серьезным просчетам

В прокуратуре Севастополя состоялось расширенное заседание коллегии городской прокуратуры с приглашением руководителей городских органов власти и местного самоуправления, правоохранительных и контролирующих органов.
В повестке дня — наиболее актуальные вопросы, связанные с соблюдением законодательства в бюджетной сфере.С докладом выступил прокурор Севастополя Виталий Белоус. Он отметил, что, согласно результатам прокурорских проверок, нарушения бюджетного законодательства имеют место как в органах местной власти и местного самоуправления, так и в органах контроля.

Серьезной критике докладчик подверг организацию работы государственных налоговых органов по сбору налогов и поступлениям в бюджет. В частности, недоимка по поступлениям в бюджет с начала года возросла на 62 млн грн и по состоянию на 1 октября текущего года составила 119 млн грн. Не уделяется должного внимания предприятиям-банкротам, за которыми числится четверть общей задолженности по городу (29 млн грн). Ослаблена борьба со схемами вывода денежных средств из легального оборота и расширением "теневого" сектора экономики, не обеспечивается должным образом вывод "из тени" неучтенных субъектов предпринимательства, не дается надлежащая правовая оценка их действиям.

Особую тревогу вызывает рост задолженности за аренду земли, которая за последние 5 лет значительно увеличилась и сейчас составляет 28,9 млн грн. Несмотря на это, должностные лица налоговых служб не принимают своевременных мер по предъявлению исков к должникам, взысканию задолженности за счет имущества, которое находится в налоговом залоге, и надлежащего описания таких активов. Обращено внимание на активное использование отдельными предпринимателями схем уклонения от уплаты арендной платы путем незаконного продления периода строительства, в течение которого применяются льготы. Ослаблена работа управления налоговой милиции ГНА в Севастополе по комплексной отработке "конвертационных центров" и пользователей услуг конвертаторов. Свернута деятельность по борьбе с организаторами запрещенного игорного бизнеса, а также исковая работа в отношении юридических лиц, занимающихся такой деятельностью.

Отмечены и недостатки в эффективности работы государственной финансовой инспекции. Их требования об устранении нарушений законодательства по вопросам сохранения и использования государственной собственности и финансов имеют формальный характер. Недостаточны меры по взысканию в судебном порядке средств, а также по прекращению бюджетного финансирования и кредитования. Имеют место случаи некачественного проведения проверок, не налажена исковая работа по возмещению выявленных убытков.

Вызвала замечания работа финансового управления Севастопольской ГГА и главного управления Государственного казначейства Украины в Севастополе, которые недостаточно информируют распорядителей бюджетных средств, в результате чего средства в городской бюджет перечисляются несвоевременно. Имеют место случаи необоснованного финансирования отдельных местных программ, в частности, относительно предоставления и обслуживания льготных долгосрочных кредитов.

Органы местного самоуправления, в свою очередь, самоустранились от контроля за своевременным начислением арендной платы за коммунальное имущество и земельные участки. Полностью свернута деятельность по выявлению дополнительных источников пополнения местных бюджетов.

Существенные просчеты по борьбе с правонарушениями в бюджетной сфере допускались и правоохранительными органами города. Вследствие ненадлежащего аналитического обеспечения, упущений в координационной деятельности и ослабления ведомственного контроля остается низкой результативность принятых мер по противодействию хищениям бюджетных средств.

В заключение отмечено, что наполнение бюджета могло быть более значительным при должном государственном подходе к исполнению служебных обязанностей должностными лицами налоговой администрации, ГФИ, казначейства, органов исполнительной и представительной власти. В связи с этим руководителям указанных ведомств необходимо радикально усилить требовательность в работе, а прокуратуре активизировать правозащитную деятельность.

Другие статьи этого номера