Флагман морских наук

Совсем недавно исполнилось 35 лет со дня ввода в эксплуатацию научно-исследовательского судна ИнБЮМ НАН Украины «Профессор Водяницкий». На торжество по случаю его прихода в Севастополь были приглашены (наряду с высокими гостями и официальными лицами) и журналисты «Славы Севастополя». К слову, единственные из всей пишущей братии. Довелось побывать на нем и автору этого материала.Построенный на финских верфях в городе Турку, "Профессор Водяницкий" при сравнительно небольших размерах (водоизмещение — около 1800 тонн) счастливо сочетал в себе тщательно продуманный комфорт проживания и досуга членов дальних океанических экспедиций (прекрасно оборудованную и удивительно уютную кают-компанию, сауну, солярий и т.д.) с оснащёнными по последним на тот период достижениям научными лабораториями. Важно подчеркнуть, что все лаборатории судна проектировались сотрудниками ИнБЮМ под определённые направления исследований и аппаратуру, поэтому были очень удобными и функциональными. Мощный дизель НИС "Профессор Водяницкий" позволял развивать скорость свыше 13 узлов, а автономность судна (по топливу и запасам воды) составляла не менее 22 суток. При этом соотношение экипажа и научных работников было паритетным — 30 на 30 человек, в каютах жили только по 1-2 человека, было множество туалетных комнат и душевых… Удивительно удачный проект!

Уже с первого экспедиционного плавания конкуренция научных программ на организацию и проведение исследований была жесточайшей! Принять участие в морском экспедиционном плавании, зачастую многомесячном, было высокой честью. Конечно, в этом была огромная заслуга экипажа, который подбирался тщательно, как правило, из опытных моряков, на основе рекомендаций. И эта тщательность возвращалась в дальнейшем безупречным служением науке, новыми результатами исследований, подчас сенсационными. Десятки тысяч пройденных разными широтами миль, дни и ночи напряжённой работы, изнурительные штили Индийского океана и жестокие штормы "неистовых 50-х", тропические ливни, незабываемая экзотика высадок на коралловые рифы и острова — все это навсегда связало участников экспедиций узами морского братства.

Трудно переоценить вклад НИС "Профессор Водяницкий" в развитие современной океанологии и морских биотехнологий — важнейшего направления современного естествознания! Сложно подсчитать количество защищённых учёными разных институтов НАН Украины диссертаций, подготовленных монографий и статей, родившихся в полном смысле этого слова благодаря экспедициям на НИС "Профессор Водяницкий", и полученной в них бесценной информации о качестве морской среды и состоянии биоты.

Приятно сознавать, что традиции, заложенные на судне его замечательными капитанами В.М. Буроменским, А.Н. Леоненко, О.В. Красницким, Н.И. Корзиком, успешно продолжаются и развиваются новой генерацией экипажа под руководством капитана дальнего плавания В.Г. Тыниники. При этом именно Владимир Григорьевич, тогда ещё 2-й штурман нового судна, принимал его в Финляндии и подписывал от имени Украины документы по приёмке НИС в составе государственной комиссии. Накануне юбилея состоялась наша встреча с Владимиром Григорьевичем, и после естественных по такому поводу поздравлений, конечно же, последовали вопросы.

— Владимир Григорьевич, а как произошло, что именно вы принимали "Профессора Водяницкого" в качестве капитана?

— Действительно, произошел редчайший для такого события случай. По состоянию здоровья действующий на тот момент капитан судна Всеволод Михайлович Буроменский не смог приехать в Турку, а нового — Анатолия Николаевича Леоненко — ещё не успели оформить. Как вы понимаете, каждый день пребывания на верфи обходился государству "в копеечку", поэтому и было принято столь неординарное решение. Конечно, волновался страшно, поскольку ответственность была колоссальной. Пришлось накануне в течение 2 дней буквально облазить с фонариком все самые глухие места, проверить все швы в танках и т.д. Но зато потом был уверен в том, что всё было сделано финскими специалистами на совесть!

— А какие эпизоды из ваших рейсов вам наиболее запали в душу?

— Прежде всего всем участникам экспедиций, конечно, запоминаются заходы в инпорты после изнурительных работ, высадки на коралловые рифы, переход экватора с "поздравлением" Нептуна… Я — не исключение. Как можно забыть Сахарную Голову и пляжи Рио-де-Жанейро, словно построенный из декораций для Голливуда австралийский Фримантл, самый быстро развивающийся в мире и сказочно красивый Сингапур, необыкновенно гостеприимный Того… Можно долго перечислять — всё-таки почти 50 стран! Конечно, особенно стоит отметить всегда сопряжённые с риском и потому захватывающие высадки на острова и коралловые рифы, как правило, осушаемые лишь на время отливов. Только представьте себе, какой опасности подвергали себя (исключительно добровольно!) исследователи кораллов. Здесь и морские змеи — самые ядовитые в мире, и засевшие в расщелинах злобные мурены… Конечно, мы особенно тщательно инструктировали и отбирали участников высадок, направляли с ними наиболее опытных членов экипажа для страховки, но никто не может предусмотреть всех случайностей. Так что постоянный стресс…

— И как удавалось его снимать? Тем более в годы "запретов на спиртное"?

— Прежде всего организацией праздников, вечеров отдыха на переходах. Один только праздник Нептупа при пересечении экватора чего стоил! Подготовка к нему занимала не менее месяца: разрабатывался сценарий, на палубе готовилась купель, свита Нептуна и те, кому предстояло креститься, шили костюмы и готовили реквизит… Зато в этот день всё происходило на самом высшем уровне, хотя без заранее подготовленных втайне от руководства "экспромтов" не обходилось. Стал "жертвой" одного из них и я: в самый разгар праздника черти из свиты Нептуна схватили меня, тогда уже капитана судна и многократно переходившего экватор, в парадном кителе, измазали и бросили в купель. Это была неслыханная дерзость, которую Нептун, как правило, не допускает по отношению к капитанам. Но ларчик просто открывался — это был день моего рождения! Вот так и снимали стресс…

— Да уж, здорово! Ну а как сегодня живётся экипажу и его капитану? Какие планы, перспективы?

— Вопрос вы задали, к сожалению, не праздничный. Живётся нам сегодня, как и всей нашей науке, непросто. Пока значительно больше стоим у причала, нежели находимся в плавании — нет топлива, не хватает средств на организацию морских экспедиций. Администрация института прилагает огромные усилия для привлечения средств сторонних организаций, чтобы иметь возможность проводить исследования, необходимые отечественным океанологам, экологам, геологам, биологам, рыбакам… Это нужно, казалось бы, и ряду государственных структур, принимающих важные народнохозяйственные решения! Но надежда опять только на то, что "Запад нам поможет"… И пока действительно в наших планах на 2012 год — научный рейс по Чёрному морю с немецкими коллегами, рейс в Мраморное море по заказу турецких геофизиков, в восточное Средиземноморье по планам исследований Израиля. Значит, продержимся до лучших времён. Мы, моряки, всегда верим в лучшее будущее!

— Верим и мы. И, конечно же, желаем не просто продержаться, а скорее достичь этих лучших и успешных времен. Спасибо за откровенность. Владимир Григорьевич, от коллектива редакции "Славы Севастополя", от себя лично ещё раз поздравляю экипаж НИС "Профессор Водяницкий" с юбилеем. Нет сомнения, что в славную историю ИнБЮМ НАН Украины с помощью НИС "Профессор Водяницкий" будет вписана ещё не одна славная страница!

Другие статьи этого номера