На «нет» и предпринимателя нет

НА ФЕВРАЛЬСКОЙ СЕССИИ ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТЫ НЕ СМОГЛИ ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ «О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА КОМПЛЕКСНОЙ СХЕМЫ ВРЕМЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СЕВАСТОПОЛЯ».
Перед тем, как «выйти» на сессию, проект соответствующего решения был разработан в постоянной комиссии горсовета по вопросам промышленности, агропромышленного комплекса, торговли и предпринимательства и прошел все согласительные процедуры. Однако в сессионном зале представленный документ по неизвестным причинам не набрал нужного количества голосов. Во всяком случае председатель профильной комиссии депутат Дмитрий Белик уверен, что его коллеги просто не поняли «важности момента».Дело в том, что в феврале 2011 года вступил в силу закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности", который полностью перевернул понятие о выносной торговле. В соответствии с этим законом были разграничены термины "малые архитектурные формы" (МАФы) и "временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности" (ВС). "Отныне МАФы — это не привычные некогда нам железные шестигранники с продавцом внутри. Теперь это декоративные сооружения: элементы парковой архитектуры, уличная мебель, оборудование детских площадок, ограждения, рекламные и информационные стенды, доски, вывески. В общем, скамеечки, и только! — рассказывает Дмитрий Белик. — А временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности — одноэтажная облегченная конструкция, которая может иметь закрытое помещение для временного пребывания людей (павильон площадью 30 кв.м) или не иметь такового. Они бывают стационарными (ларечки до 30 метров) и передвижными — вся выносная торговля". Это — во-первых.

Во-вторых, 12 декабря 2011 года вступил в силу "Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности". "Важный положительный момент в этом "Порядке…" — четкое определение того, что временные сооружения могут размещаться без землеотвода. Это упрощает жизнь предпринимателям, — продолжает депутат. — Но в "Порядке…" вводятся такие понятия, как "комплексная схема размещения ВС" и "архитектурный тип ВС".

И эти понятия кардинально меняют привычную ситуацию размещения точек торговли по городу. Как прописано в документе, "комплексная схема размещения — это текстовые и графические материалы, которыми обозначаются места размещения ВС на территории всего населенного пункта или его части, разработанные с учетом строительных, санитарных и других требований законодательства". То есть в каждом регионе страны должен быть создан единый городской план размещения объектов торговли. Что касается "архитектурного типа", то отныне он должен быть единым для всех точек торговли. При этом "комплексная схема" и "архитектурный тип" разрабатываются по решению городского совета. Что, собственно, и пыталась сделать профильная комиссия Дмитрия Белика, подав на сессию указанный проект решения.

"В своем проекте решения мы хотели поручить управлению по вопросам земельных, водных отношений и градостроительства Севастопольского городского совета организовать работу по разработке проекта комплексной схемы размещения временных сооружений на территории города, то есть провести тендеры, выбрать лицензированную проектную организацию с тем, чтобы затем на сессии утвердить подготовленный документ. Финансирование работ должно вестись на бюджетные средства. Именно так прописано в законе, — продолжает Дмитрий Белик. — Хотя у утвержденного в правительстве "Порядка…" есть существенные минусы".

Законодатель определил, что предприниматель или фирма обращается в исполнительный орган власти с заявлением в свободной форме о возможности размещения ВС на том либо ином месте с прилагаемой схемой.

И до конца не понятно, как поступать, когда на одно и то же место претендуют несколько предпринимателей. "Кроме того, "Порядок…" забрал возможность у районных советов создавать целевые фонды. Потому они и ряд депутатов горсовета так настроены против утверждения комплексной схемы. Но ведь эти вопросы можно рассматривать цивилизованно: собирать юристов, глав районов, принимать какое-то местное решение. А просто тормозить этот процесс нельзя. Нужно понимать, что, не давая "отмашку" на разработку комплексной схемы, мы попадаем в тупиковую ситуацию. Если, допустим, к маю этой схемы не будет, то мы не сможем размещать точки торговли на законных основаниях, и это — в курортный сезон! Мы ставим в "интересное" положение и самих себя, и предпринимателей, которые готовятся к лету", — считает Д. Белик.

Между тем многие южные города уже успели озаботиться судьбами своих предпринимателей. Так, Сакский городской совет еще в декабре 2011 года принял решение "О разработке комплексной схемы". В Николаеве срочно ищут 150 тысяч гривен на разработку схемы, поскольку, как сказано на сайте Николаевского горсовета, "отсутствие комплексной схемы тормозит процесс выдачи договоров сервитутов предпринимателям". А в Бердянске в соответствии с законом о доступе к публичной информации на официальном сайте совета в разделе "Регуляторная деятельность" размещены материалы уже разработанного управлением архитектуры и земельных отношений проекта решения "Об утверждении комплексной схемы размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности на территории города Бердянска" и анализ его регуляторного влияния. При этом членам территориальной громады, субъектам хозяйствования и научным учреждениям предлагается вносить дополнения и предложения к этому документу до 1 марта. У нас же к середине марта может быть лишь дана "отмашка" на разработку схемы. И то, если депутаты проголосуют за проект решения профильной комиссии на очередной сессии городского совета.

Другие статьи этого номера